Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПУТИ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ

Петр Зорин

2015-02-23

Учитель не может, да и не имеет право вести за собой ученика. Он может быть его консультантом, может давать методы внутренней работы, объяснять принципы взаимоотношении с реальностью мира и отношения к самому себе, но он не должен позволять копировать самого себя. Нет на Земле двух одинаковых людей, и не может быть для различных людей одинаковых путей. Для человека наилучшее начало духовной работы в том возрасте, в тех условиях и в том месте, где он находится в настоящее время. призыв к духовной работе человек «услышит» только тогда, когда он будет готов к этой работе. Вспомните слова Христа: «Много званных, да мало избранных». В этой фразе говорится о том, что всё человечество призвано к реализации своего Божественного предназначения на Земле, но избранных, которые услышали Зов – мало. У каждого человека в жизни возникают свои трудности. Эти трудности не во внешнем мире, а внутри самого человека. И когда духовный искатель преодолевает трудности в самом себе, то при этом он трансформируется в сторону большего совершенства. Поэтому, преодоление проблем и трудностей ради избранного пути делают человека не просто более совершенным, но в нём совершенствуются те его части, которые адекватны его намерению в его внутренней работе. Никто за ученика или духовного искателя не может выполнить его роботу. Это можно сравнить с человеком, который купил себе диплом, ни одного дня не проучившись в вузе. Или с человеком, за которого всё делали его учителя. Невозможна трансформация человека, если он не делает направленных осмысленных усилий воли на пути к совершенству. Человеку, идущему духовным путём, не только направленные усилия, но и различение, без которого он не отличит соблазна, который незаметно может увести его от пути специально предназначенного для него. Духовный искатель должен иметь устойчивое внимание и высокую способность к различению, без чего он не сможет осознать и удержать состояние покоя, которое по мере продвижения его по внутреннему пути возрастает всё больше и больше. Даже в медитациях, в которых человек стремится открыть внутреннее пространство в области истинного сердца, восприимчивость очень важна, так как достигнув какого-то состояния покоя он через какое-то время начинает осознавать присутствие ещё более глубокого покоя, к которому он должен уметь «переместиться». Без высокой восприимчивости, человек встретится с большими трудностями на внутреннем пути. Духовный искатель не придёт к духовной цели, если он идёт не своим путём, а с полной верой следует за своим учителем, по тому пути, которым шёл прежде и, возможно, идёт сейчас его учитель. Он может прийти только в тупик, потому что он шёл не своим путём.