Все значимости проявленного мира Земли разделены человеком на два поля противоположностей. В реальности этих противоположностей не существует, и реальность мира не противоречива, но человеческий ум не может воспринимать мир иначе, даже на неосознаваемом уровне. Ему всё нужно разделить на тёмное и светлое, на правильное и неправильное, прекрасное и безобразное на добро и зло – Бога и Дьявола. Все элементы проявленного мира, для человеческого ума должны иметь свои индивидуальные пределы, без чего ум теряет способность ориентироваться не только в мире, но и в каких-то бытовых делах человека. Вспомните фильм: Кин-дза-дза, в котором два человека с Земли оказались волею случая на другой планете. Оказавшись в пустыне, без всяких ориентиров они решили, что они где-то среди песков Средней Азии. Там Ашхабад, сказал один из них, создав этим самым какую-то определённость. Для ума, то, что не содержит в себе определённость – бессмысленно. Для него нужны противоположности, нужны разделения на элементы, которыми он может манипулировать, для ума нужны границы, пределы, характеристики, потому что без всего этого он теряет ориентиры и начинает паниковать. Особое значение для ума имеют противоположности, так как они помогают уму выбирать направление. И, кроме того, противоположности подчёркивают и усиливают друг друга и тогда лето после зимы более прекрасно, и зима после лета – желаннее, а добро после зла – особенно привлекательно. И до тех пор, пока человек в своём существовании будет опираться на значения противоположностей и вести себя в соответствии с идеями, в рамки которых укладываются противоположности, он не поднимется над значимостями этого мира. В действительности, все противоположности мира находятся не в мире, но в самом человеке, и различные варианты морали, которые навязываются человеку религиями или социальными нормами, нужны человечеству, так как оно опирается на ум, у которого только одна мораль – выгода, а не на сердце, которое является источником жертвенности и сострадания. Если бы человечество опиралось на сердце, то никакие законы, утверждающие мораль, были бы не нужны.
И есть ещё одна важная особенность противоположностей – они позволяют духовному искателю ориентироваться во внутренней работе, в которой очень важно различение.