БЕСКОНЕЧНОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ

Ум в познании мира опирается на известное, которое всегда соответствует его возможностям в данный момент. И в этом он похож на дикаря, который умеет считать только до пяти, так как у него на каждой руке или ноге только по пять пальцев. А всё, что за пределами этих пяти – это много… так и человек, познающий мир – всё, что в пределах возможностей его ума, имеет доступные для его понимания границы. Далее идут предполагаемые пределы, которые опять таки соответствуют возможностям ума, но то, что находится за этими пределами – это вечность, беспредельность, всемогущество и вообще всё абсолютное. И это абсолютное совсем не обязательно связано с космосом. Очень многое, что не имеет границ и поэтому может быть названо абсолютным, находится на нашей планете Земля. Это может быть самый красивый, самый сильный, самый быстрый, самый тяжёлый и вообще всё самое самое – это что-то запредельное, достойное книги Гиннеса. Вечное и бесконечное не имеют измерений. В человеческом существе, несмотря на его ограниченные пределы и возможности, так же множество проявлений, которые не имеют своих пределов или измерений, и это одно из доказательств, что человек, несмотря на свою индивидуальность и даже кажущуюся внешнюю ограниченность, един с беспредельностью нашего мироздания. Этот принцип распространяется на все сферы человеческих знаний и любых видов его активности, так как в каждой сфере его деятельности есть пределы возможностям его ума, а всё, что находится за их границами он воспринимает, как нечто запредельное, вечное, невозможное для познания и даже восприятия. У Карлоса Кастанеды Хуан Матус говорит о непознаваемом; в Торе говориться о вечном и всемогущем Яхве. По мере совершенствования ума сравнительно небольшой участок Земли на Ближнем востоке, называвшийся евреями «Землей обетованной» разросся до размеров Земного шара.

В действительности, всё непознаваемое, которое человек может называть беспредельным, вечным, безмерным, непреходящим и т. п. – это только уловки ума, пытающегося скрыть свою ограниченность. Люди стремятся продлить свою жизнь и даже хотели бы быть бессмертными, совсем не потому, что они полны творческих идей, для реализации которых им нужна эта вечность. Нет, они хотят бОльшего благополучия, больше удовольствий, иметь бОльшую значимость и меньше проблем. Другими словами, они хотят того, что противоречит идее эволюции. Действительно, эволюция возможна только тогда, когда удовлетворение потребностей требует от человека усилий адекватных его потребностям.

Перед каждым человеком открыты два пути – один из них заканчивается определённым результатом, завершённостью, другой – никогда завершённым быть не может. В этом материальном мире большинство начинаний имеют своё начало и конец, – завершение. Но в этом же мире есть начинания, которые не имеют своего конца, и их завершить невозможно. В действительности, то, что не имеет конца, предела – не имеет и своего начала, так как истоком его является запредельное. Примером этому может быть различные эмоциональные состояния, стремление к власти, богатству, удовольствиям, быть значимым. А для духовных искателей – стремление, к истине, совершенству, единству, радости, высокой любви, состраданию, к знаниям, гармонии с природой и с людьми, с которыми они взаимодействуют. Стремления обывателя – это только извращённая копия стремлений людей, идущих путём Божественного совершенства. И все результаты стремления обывателя каждый раз заканчиваются преходящим насыщением достигнутым, и со временем жажда достичь чего-то ещё значимого, разгорается с прежней силой, и человек вновь стремиться к чему-то ещё, и всё, чего он достигает, со временем обесцвечивается, теряет свою свежесть. И человек, гонимый жаждой новизны, в чём-то сходной с жаждой Тантала, стремится от одного соблазна к другому. И однажды все соблазны заканчиваются вместе со смертью человека-обывателя. И затем всё повторяется в их детях, внуках и правнуках, и все будущие поколения будут повторять пути своих предков и гоняться за миражами своих потребностей, удовлетворить которые ещё ни одному человеку никогда не удавалось. Но удовлетворение жажды конечных материальных потребностей – это только первая стадия эволюции сознания, это только подготовка человека к следующей стадии, на которой человек должен идти путём удовлетворения своих духовных потребностей. Есть такое земноводное – тигровая амбистома, живущая на берегах рек и озёр. Её личинка ведёт водный образ жизни. В некоторых пещерных водоемах, в которые личинки тигровой амбистомы – аксолотли попали извне с проточной водой, в полной темноте живут размножаясь десятки лет. Если бы они могли думать и осознавать свой образ жизни, то, возможно, считали бы себя вполне самостоятельным видом, и доказательством этому для них служила бы их способность размножаться. Но аксолотль всего лишь личинка и если её вынести на свет божий, то она, некоторое время спустя, превратиться в тигровую амбистому. Современное человечество, подобно аксолотлям, может размножаться и удовлетворять свои всё возрастающие потребности, и даже считать себя венцом творения, не хочет или не может понять, что оно состоит только из переходных существ, которые ещё не стали Людьми. Я пишу слово людьми с большой буквы, потому что Человек – это космическое существо, но пока что он находится в переходном состоянии, и похоже, что большинство людей считают себя вполне самодостаточными, а условия своего бытия – единственно возможными. Чтобы отправиться в путь от переходного существа к Человеку гностическому, человек должен избрать для себя цель, не имеющую своих пределов. Трансформирует человека не цель в конце пути, а сам путь. Цель в конце пути – это только завершение пути. Затем появиться другая цель, к которой человек начнёт прокладывать свой извилистый путь. В конечном счете, путь, который проделывает обыватель, от своего рождения и до смерти, становится похожим на путь меченого атома в сосуде при броуновском движении. Человеку кажется, что он сам определяет свою судьбу и те пути, которыми он идёт в этом проявленном мире. В действительности, влияния внешнего мира создают в человеке определённые предпочтения, а затем, в соответствии с этими предпочтениями, человеку предлагается цель, к которой человек неизбежно устремляется. При этом человек уверен, что это он сам сделал выбор цели, и совершенно осознанно устремляется к ней.

Но в любом случае, стремится ли человек к целям внешнего мира или же идёт путём, ведущем к совершенству сознания и всего своего существа, предпочтения формирует не он сам, но те силы, которые управляют человеком. Ему остаётся только дать согласие быть инструментом этих сил, которые используют его для своей собственной реализации. Человек, давший согласие быть инструментом сил, становится не только их проводником, но и их сотрудником. При этом, их желание он осознаёт как своё желание, их побуждения и предпочтения так же присваивает и следует им в своём взаимодействии с реальностью мира и в отношениях к самому себе. Человек, в отличие от животного мира, способен всё это осознавать, и будучи участником событий, осознанно корректировать их, позволяя или не позволяя каким-то проявлениям реализовать себя.

Человеческая жизнь коротка и он не должен растрачивать её на метания от одной цели к другой, и должен выбирать не цели этого проявленного мира значимостей, а путь, который не имеет конца.