Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

УРОВНИ СОСТРАДАНИЯ

Петр Зорин

Иисус Христос однажды сказал: «Кого люблю, того наказываю».  Кажется нелогичным такие отношения. Люди понимают буквально слова Иисуса Христа Отсюда: «за битого семь небитых дают, да и то не берут», «люблю как душу, трясу как грушу». Но, «сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». На что же намекал Иисус Христос? Он говорил о необходимости усилий на путях к совершенству, а то, что является препятствием и трудностями на духовном пути, таит позади себя сокровища, которые ведут к совершенству. И ещё он говорил о сострадании, вспомните притчу о добром самаритянине. Здесь следует сделать различение между жалостью и состраданием. Жалость нередко содержит в себе позицию благополучного человека по отношению к тем, которые этого не имеют. следовательно, можно с уверенностью предполагать, что жалость содержит в себе чувство превосходства над тем, кого жалеют. Можно вспомнить монолог Сатина в пьесе Горького «На дне», который говорил, что жалость унижает. В то же время Со-страдание – это страдание вместе, на одном уровне, когда нет превосходства над страдающим. И, вообще, сострадание – это ещё и позиция человека в жизни, позиция жертвенности. Эти две идеи – сострадания и жертвенности дополняют друг друга, делая их носителя высокой духовной личностью. Но истинное сострадание нередко имеет ложные маски, которые имитируют сострадание, не являясь им. И если сострадание возвышает и делает более совершенным того, кому сострадают, то маски сострадания, позади которых стоит человеческое эго, развращают человека, на которого такое искаженное сострадание направлено. Конечно, голодного человека надо накормить, но не кормить его постоянно, потому что он должен уметь сам зарабатывать себе на хлеб. Своего сына или дочь, когда они ещё в детском возрасте, необходимо из сострадания к ним, обучать их обслуживать самих себя самостоятельно, делать необходимую по дому работу, помогая своим родителям, формировать в них установку зарабатывать себе на жизнь своим трудом. И если ваши наследники просят вас, чтобы вы из сострадания к ним приобретали для них какие-то дорогие вещи, так как у их товарищей эти вещи есть и они себя чувствуют, поэтому, обделёнными, то сострадание к ним в этом случае будет разрушительным, так как оно будет развращать их и питать их эго. Нередко на улицах мы можем видеть просителей милостыни с красными лицами и сизым носом. У них могут отсутствовать ноги или ещё какие-то части тела, но очевидно, что милостыня, которую они собирают у жалеющих их людей, не всегда необходима им для их выживания. Обычно, такие инвалиды имеют относительно неплохую пенсию. Сострадание всегда должно быть направлено на совершенство того, кому сострадают.

Воспитание человека должно осуществляться с позиции сострадания к воспитаннику, а воспитатель должен при этом находиться на позициях жертвенности. Я здесь несколько оговорился, позиция воспитателя в его жизни должна быть жертвенная, не только тогда, когда он выступает в роли воспитателя, но это должно быть чертой его характера. Здесь уместным будет напоминание слов Христа, когда он сказал: кого люблю, того наказываю. Если человек любит своё дитя, то он будет создавать ему те условия, те трудности, которые сделают его более совершенным и в этом случае сострадание может выглядеть жестоким. Но здесь речь не идёт о наказании, скорее об отсутствии ложной жалости, которая может имитировать сострадание, не являясь ею.

Опубликовано