Мировоззрение – это один из инструментов сознания, и в то же время – это средство реализации сознания. И когда мы говорим о формировании мировоззрения человека, то это невозможно без соответствующего изменения направленности сознания. Но мы при этом должны помнить, что между мировоззрением и сознанием человека есть прямые и обратные связи. Мировоззрение не следует рассматривать, как сумму знаний, предпочтений или как правильное поведение при социальных взаимодействиях. Всё, чему человек может научиться – это ещё не мировоззрение, но только навыки, которые могут быть как полезными, так и вредными. Можно научить медведя или обезьяну ходить на задних ногах, но это ещё не делает их человеком. Толковый энциклопедический словарь сообщает, что мировоззрение – это совокупность обобщённых принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности, – к нормам поведения, жизненным стремлениям, интересам человека и смыслу его жизни. Другими словами, мировоззрение человека определяет его отношение к значимостям этого мира. Но сами по себе значимости этого мира ещё не определяют, каким должно быть отношение к ним человека. Значимости – это только средства, которыми может пользоваться человек для своих нужд. В мировоззрение закладывается не только оценка значимостей, но и социальная или даже духовная позиция, с которой человек относится к ним.
Говоря об оценке значимостей этого мира, нам хотелось бы добавить, что их оценка у различных людей не одинакова, к одним значимостям человек относится снизу вверх, а к другим – сверху вниз, и только к немногим из них он относится как к равным себе. Отсюда и взаимодействие с ними у человека адекватно его отношению к ним. Помните, у Маяковского, когда крошка сын пришёл к отцу и спросил, что такое хорошо и что такое плохо? Он хотел получить от отца знания, как относиться к той реальности, которая окружает его. Но изменились потребности человека или его эмоциональное состояние и отношение так же может измениться. Тогда в чём же проявляется направленность мировоззрения, если она зависит от многих факторов? Следует отличать направленность всего мировоззрения, которая определяет смысл жизни, и придаёт ценность каким-то глобальным значимостям. В то же время отношение к мелким частностям проявленного мира может зависеть от многих факторов – и от эмоционального состояния и от обстоятельств, и еще от многих других причин. Мировоззрение любого человека всегда формируется вокруг какой-то определённой сверхценной идеи. Это может быть семья, которой человек посвящает всю свою жизнь, но может быть эта сверхценная идея направлена на сохранение своей собственной жизни. Ею может быть стремление быть богатым или же стремление к абсолютной власти и ещё может быть множество других сверхценных идей, которые управляют человеческим взаимоотношением с реальностью мира. Чаще всего позади сверхценной идеи стоит человеческое эго, и поэтому изменить такую сверхценную идею бывает очень трудно, так как при этом у человека должны быть переоценены все значимости реальности мира, сформированные вокруг этой сверхценной идеи.
Для человека важна его собственная значимость даже не перед другими людьми, хотя это так же важно, но перед самим собой. Дело в том, что весь мир человек делит на две части – «я» и «не я», и граница между ними – это потенциальная линия фронта. «Не я» всегда в той или иной степени противостоит нашему «я». И человеческому «я» приходится постоянно быть бдительным, чтобы адекватно отвечать вызовам «не я». Чтобы обезопасить себя и сделать «не я» покладистым, человек может использовать различные методы, например, сделать «не я» зависимым от себя, заставить его служить себе, и даже защищать себя. Можно дружить с ним или заставить его бояться себя, но в любом случае человек должен как-то взаимодействовать с «не я», так как оно удовлетворяет его потребности.
Значимость человека можно сравнить с размерами его тела. Если значимость большая, то человек осознаёт себя большим, занимающим большое пространство, внутри которого его уважают, от него зависят, может быть, даже боятся. Внутри этого пространства у него возможностей больше, чем за его пределами, и, поэтому человек стремится расширить пространство своей значимости. И он окажется в положении короля, осознавшего, что он голый, если лишить его этой сверхценной идеи, делающей его и всю его жизнь особо значимыми. Следовательно, воспитание мировоззрения – это создание в человеке сверхценной идеи, которая подчинит себе и сформирует под себя всё мировоззрение человека и сделает гармоничным его «я» с «не я». сверхценная идея словно наркотик может полностью подчинить человека и изменить всю его судьбу.
Очень часто кажущаяся сверхценная идея является только маской действительной сверхценной идеи, находящейся позади неё. Ею может быть стремление жить, чувство патриотизма, любовь к какому-то человеку, которая может быть сильнее жизни, и ещё многие другие сверхценные идеи, или же эмоциональные состояния, превышающие их своей напряжённостью. Любая эмоциональная захваченность может перерасти в сверхценную идею и подчинить себе человеческую жизнь. Одной из важных особенностей сверхценных идей является тотальное подчинение себе ею всех интересов и стремлений человека и трансформация их в свои собственные инструменты. В тех же случаях, когда это невозможно, сверхценная идея разрушает их, иногда, этим самым, превращая личность человека в руины.
Но сверхценная идея может опираться не только на значимости и ценности этого материального плана реальности. Человек, посвятивший свою жизнь духовной работе, будет успешен в ней только тогда, когда в центре его мировоззрения эта работа станет его сверхценной идеей. Соответственно, все части мировоззрения этого человека и все его интересы в этом мире, а так же способы взаимодействия с реальностью мира и позиция духовного искателя будет в полной мере соответствовать его сверхценной идее.