У человека есть два центра восприятия и осознания реальности внешнего мира. Один – это ум, позади которого стоит человеческое эго, использующее ум, как свой инструмент при взаимодействии с реальностью мира значимостей (имеется в виду ум, опорой которого является ментал, витал и физический ум). Кстати, витальный и физический ум проявляют себя не на вербальном, а на эмоциональном и чувственном уровнях, а ментал только вербализует, при необходимости, эти состояния. Второй центр – это истинное сердце человека или его Психическое существо. Человеческий ум подобен слепому в притче о слоне, который может осознать только ту часть реальности, которую способна исследовать его рука. Причём, основная реальность мира для человека, родившегося слепым, буквально находится от него на расстоянии вытянутой руки. Всё остальное – это периферия мира, о которой он может судить на основании своего тактильного опыта. Дело в том, что каждый из нас строит картину мира из элементов своего опыта. Поэтому у каждого человека своя реальность мира и своё мнение об этой реальности. На основании этого можно сделать вывод, что действительная реальность мира независима от человеческого опыта, и имеет своё предназначение и соответствующую ему значимость.
И, как мы уже говорили, вторым центром восприятия и осознания является Психическое существо, которое одновременно воспринимает действительную реальность мира и её предназначение, и одновременно человеческую индивидуальную позицию в восприятии реальности мира и взаимодействии с ним. При этом, Психическое существо осознаёт степень отклонения человеческого восприятия реальности мира от его истинного восприятия Психическим существом и это является одной из граней его опыта. Следующей гранью Психического существа является его стремление изменить восприятие человеком реальности мира, приближая его к истинному. Затем, Оно прилагает усилия, чтобы изменить отношение человека к окружающей его реальности.
Существует разделительная линия между полем восприятия и отношения к реальности мира ума, и соответствующим полем Психического существа. Обычно поле ума по своей величине преобладает над полем Психического существа, поэтому, обыватель не замечает влияний, идущих из его истинного сердца. В тех же случаях, когда у человека преобладает поле Психического существа, что может быть связано с его изначальной зрелостью или же накоплением опыта в течение человеческой жизни, то сознание и мировоззрение такого человека становится иным и отношение человека к реальности мира так же меняет свою позицию. Человек в таких случаях, с позиции присваивания переходит на позицию жертвенности, и мир для него становится не полем деятельности, где он может получать выгоду, а средством, ведущим к совершенству.
Невольно встаёт вопрос, как получилось, что современный человек променял своё великое будущее, путь к которому пролегает через внутреннее совершенство, на внешнюю успешность и выгоду во взаимоотношениях с миром? Понятно, что этот несознательный выбор в пользу ума был сделан под влиянием человеческого эго. Но в божественной Вселенной ничего не бывает случайным. Всё что происходит в мире, следует принимать как необходимость. Бог никогда ни в чём не ошибается, поэтому у него не бывает случайностей. Нам, людям, следует принимать мир таким, какой он есть, и стремиться понять, почему он такой, понять Божественный замысел позади реальности этого мира.
Шри Ауробиндо в своей книге: «Жизнь Божественная» говорил о супраментальной расе людей, которая в будущем будет обитать на Земле. Люди, принадлежащие этой расе, будут совершенными, в том числе и внешние инструменты, при помощи которых они будут взаимодействовать с реальностью мира, так же будут совершенны. Другими словами, ум человека так же должен стать совершенным инструментом, способным в максимальной полноте выражать отношение человека к реальности мира. Это одна из главных причин определяющих необходимость совершенствования ума человека. Но ум является инструментом низшей природы, и в подавляющем большинстве случаев она использовала его в своих целях. Представителем низшей природы в человеке является его эго, которое использует все внешние инструменты человеческого существа для реализации своих амбиций. На путях к супраментальному будущему человек должен не только освободиться от влияний низшей природы, но и сделать внешние инструменты взаимодействия с реальностью мира более совершенными. Следовательно, человеческий ум должен приобрести способность более тонко и точно выражать не только мысли, но и состояния, возникающие при взаимоотношениях человека с реальностью мира. Только такой ум будет достаточно восприимчив к нисхождению в человека более высокого сознания, и не будет служить препятствием этому, в связи со своим несовершенством. Как мы уже говорили, это одна из главных причин, определяющих преобладание поля человеческого ума над полем его Психического существа. Разумеется, эго тут же стало использовать более совершенный ум в своих интересах, придав ему бОльшую изворотливость в манипуляциях со значимостями внешнего мира. Но растущее поле влияния Психического существа однажды будет преобладать над полем ума и тогда ум станет эффективным инструментом высшей природы на внутреннем пути духовного искателя.