Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ИЛЛЮЗИИ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Петр Зорин

Основными противоположностями считаются «добро и зло», «жизнь и смерть». И человек постоянно стремится, за редким исключением, к «добру» и «жизни».

Мы с вами однажды говорили, что каждый человек несёт в себе своё своеобразное кривое зеркало, через которое он воспринимает внешнюю реальность и самого себя в ней, оценивает её, и, соответственно взаимодействует с ней. Поэтому, то, что для одного является добром, для другого может быть злом. И, каждый человек несёт в себе всю гамму оттенков добра и зла, и при этом не предполагает, что эталоном «добра и зла» он считает самого себя. Для человека «добро и зло» существует как нечто отдельное от него, и, поэтому, он не считает себя источником этого проявления. Но, в действительности, источники этих противоположностей находятся в самом человеке. И если бы он осознал это, то это дало бы ему шанс что-то изменить в себе.

Все значимости мира человек пометил «добром и злом» и, в результате, вся его жизнь превратилась в стремление от одного «добра» к «добру» другому, и при этом человек часто не осознаёт, что его оценки «добра» могут содержать позади себя «зло». И ещё, человек даже «жизнь и смерть» пометил «добром и злом», этим самым, всё свёл к жизни, которая является добром, и к смерти, которую он считает безусловным злом, но всё это только для себя самого. Тогда всё сущее в мире человек стал рассматривать с позиции спектра жизни и смерти – что, по его мнению, способствует жизни, а что угрожает ей. И что интересно, так это то, что из этих оценок было изъят смысл жизни и смерти. Не зная смысла жизни и смерти, люди стали жить ради собственной жизни. Всё, что оценивается, как хорошее и плохое, правильное и неправильное, прекрасное и безобразное и т. п., в своей основе имеет жизнь и смерть. Можно сказать, что в основе разделения мира на добро и зло и на многие другие противоположности, лежит страх смерти, глубоко запрятанный в подсознании человека.

Находясь под постоянным влиянием страха, человек и любое живое существо, воспринимают реальность мира во всём его разнообразии с позиций его опасности, физический ум, витал и ментал человека, определяют степень этой опасности и, в соответствии с этим, избирают способы более безопасного для себя взаимодействия с окружающей реальностью. В таком случае человека от животного отличают две его особенности: первая состоит в том, что окружающий мир для человека неизмеримо более многогранен, чем для животных. Вторая особенность связана с возможностью человека осознавать свои отношения с реальностью мира, и осознавать статику и динамику своих внутренних состояний.

Таким образом, человека можно рассматривать как усовершенствованное животное, так как главным смыслом его жизни является стремление к жизни, что характерно даже для насекомых. Правда, жизнь человеческая неизмеримо более многообразна, чем жизнь насекомых, но позади всех человеческих дел также находится страх смерти. Человек пытается прикрыться, защититься от страха смерти самыми разнообразными способами. Удовольствия, материальное благополучие и даже комфорт, социальная значимость и весь антураж, способствующий росту этой значимости, вплоть до безраздельного господства над этим миром. Но у животных все эти человеческие стремления так же проявлены, разве что в ином качестве и степени выраженности.

Человека объединяет с животным и стремление познавать окружающий мир, и даже цели познания реальности мира во многом схожи – познанная реальность менее опасна, чем не познанная. Правда, стремление человека к познанию реальности мира выходит за пределы утилитарности, он стремится познать даже то, что не имеет никакого практического значения в его жизни.

Следовательно, человека делает человеком не его речь и ходьбы на двух ногах – животные так же имеют свою речь и многие из них ходят на двух ногах, человек возвышается над животным благодаря своей способности осознавать свои взаимоотношения с реальностью мира и осознавать свой внутренний мир. И в первую очередь способность к самоосознанию поднимает человека над животным миром. Но есть ещё одно важное качество, поднимающее человека над животным миром – человек, способный к самоосознанию, не удовлетворяется своей разумностью и умелостью, не удовлетворяется своей возможностью власти над всем окружающем его миром, он ищет смысл в своём существовании. Он осознаёт, что уже поднялся над животным миром и это его новое положение обязывает его быть человеком, но не животным, пусть даже с дипломом о высшем образовании. Он интуитивно чувствует своё особое предназначение на Земле, осознаёт, что оно не связано с его способностью к выживанию, на путях, ведущих к смерти, и стремится открыть для себя смысл своей жизни. Он понимает, что его жизнь не существует ради самой себя, но для чего-то иного, превосходящего стремление выжить на возможно более комфортном уровне. Человек задаёт себе вопрос: «для чего я живу»? При этом, условия, в которых он живёт, не отвечают на этот вопрос, потому что богатство и бедность, социальное положение, каким бы оно ни было, не может приблизить человека к ответу на него.  В своей книге: «Страдания от бессмысленности жизни» Виктор Франкль рассказывает о людях, которые тяжело переживают по поводу бессмысленности своей жизни. И эти переживания не имеют никакого отношения к материальной сфере жизни этого мира. Некоторые из них, осознавая бессмысленность своего существования, и не видя выхода из того положения, в котором они волею судьбы оказались, заканчивают жизнь самоубийством.

В современном мире существует всего два типа людей – потребители или обыватели и люди, ищущие смысл своей жизни или уже идущие путём, который определяется смыслом их жизни. Эти два типа людей могут относиться к любому социальному уровню, но если обыватель живёт обычной животной, хотя и в значительной мере усовершенствованной жизнью, то люди второго типа – это те, которые ищут смысл своей жизни, и которые способны к самоосознанию различных внутренних, как ментальных, так и витальных состояний, а так же различных реакций эго. Для этих людей материальные ценности являются только необходимостью поддерживать свою жизнь, которая дана им ради выполнения ими своего предназначения на Земле.

Для обывателей противоположности этого мира являются ориентирами, определяющими их интересы и направления их усилий. И, кроме того, противоположности входят в структуру их мировоззрения, как одна из очень важных его составляющих. Противоположности создают для обывателя состояние определённости не только среди значимостей этого мира, но и в значимости самого себя. Человек не одинаково относится к тем значимостям, которые выше или ниже его, или же противоположным по своему знаку. И, кажется, что всё это никакого отношения к жизни и смерти и тем более к страху смерти не имеет. И только для второго типа людей, идущих путём своего предназначения, который соответствует смыслу их жизни, противоположности принимают своё истинное значение и перестают быть противоположностями, которые противостоят и борются друг с другом. Так, мышечная система человека устроена по реципрокному принципу, когда мышцы противоположные функционально, дополняют друг друга, здесь речь идёт о сгибателях и разгибателях, которые не противостоят друг другу, но взаимодействуют друг с другом, благодаря чему возможна тонкая координация движений. Мужское и женское, так же не противостоят и не борются друг с другом, но составляют одно целое, без которого на Земле невозможна жизнь. Жизнь и смерть так же не борются друг с другом, но благодаря смерти жизнь на Земле становится всё более совершенной. В каждом живом существе есть воля к жизни и воля к смерти. Воля к жизни постоянно активна, потому что рядом присутствует воля к смерти. При этом, воля к смерти является самым лучшим учителем воли к жизни, так как она постоянно указывает ей на её слабые стороны, которые должны быть трансформированы. В свою очередь, воля к жизни делает волю к смерти более утончённой, более восприимчивой, более способной к различению слабых сторон воли к жизни, что делает их реципрокные отношения очень эффективными на путях к совершенству. Таким образом, не существует той борьбы противоположностей, о которой говорит современная философия. Согласитесь, что борьба всегда имеет цель, подчинение противника своим интересам или его уничтожение. Но при таких взаимодействиях погибает не только противник, но и деградирует победитель. Ни о какой эволюции жизни и сознания не могла бы идти речь, если бы противоположности, взаимодействуя друг с другом, не становились бы более совершенными. Это имеет прямое отношение и к духовной практике, в которой влияние на человека тёмных и разрушительных сил, делают его более сознательным и очищают от всего, что сдерживало рост его сознания.

Когда мы говорим о внутреннем равновесии человека, идущего духовным путём, то не имеем в виду равновесие между добром и злом, жизнью и смертью. Хотя такое состояние вполне возможно для человека, но истинное равновесие для него наступает тогда, когда он стоит на позициях более высокой части сознания, которая опирается на его сердце.

 

Опубликовано