Нельзя представить живое существо, в котором не было бы каких-либо стремлений. Очевидно, что у каждого из живых существ, в первую очередь присутствует стремление к жизни, затем стремление к продлению своего рода и стремление к значимости. Правда, стремление к значимости не присуще примитивным формам жизни, но у более сложных форм, обитающих на Земле, стремление к значимости и преобладанию над своими соплеменниками очевидно. Отсюда иерархия отношений, в которых каждое животное занимает своё место. Здесь может возникнуть вопрос: для чего природе необходим феномен иерархии отношений? И ещё один вопрос: какое отношение совершенство имеет к иерархии отношений – разве иерархия отношений и совершенство не принадлежат к категории значимостей?
Одним из принципов, лежащих в основании бесконечной Вселенной является её иерархия. «Что вверху, то и внизу», говорит Гермес Трисмегист, утверждая, этим самым, фрактальность Вселенной. В Ветхом завете сказано, что «Бог создал человека по образу и подобию своему» – снова фрактальный принцип. Все люди подобны друг другу, все живые существа имеют какие-либо функциональные подобия. Таким образом, чтобы ответить на первый вопрос необходимо осознать, что фрактальность создаёт созвучие среди связанных между собой подобий. Но, благодаря тому, что во Вселенной существуют только подобия, не имеющие полного сходства, то эти созвучия создают единство со многими другими формами жизни, как проявленного плана этого мира значимостей, так и непроявленных планов запредельных миров. Поэтому, мы можем говорить о созвучии человека, как с высшими планами сознания, так и с мирами низшими. В этой фрактальной связи человек занимает промежуточное положение, этим самым, связывая как высшие, так и низшие планы сознания. Но он занимает это место совсем не для связи планов в одно целое, напротив, различные планы сознания окружают человека, чтобы совершенствовать его.
Человек – многогранное существо и каждая его грань подобна какой-либо реальности внешнего мира и созвучна с ней. Здесь имеется в виду не только наш проявленный мир значимостей, но и непроявленные запредельные миры. И по потенциальной значимости любые проявления реальности мироздания, доступные для восприятия и осознания человеком, не равны ему. Вся иерархия миров низшей сферы обслуживает его на пути к абсолютному совершенству. Человек в иерархии значимостей реальности мироздания занимает её вершину, потому что путь его бытия бесконечен, а его совершенствование не имеет пределов. Все живые существа и силы, благодаря своей многогранности и созвучию в ней с другими существами и силами, представляют единое целое, вынашивающее и совершенствующее в лоне своём супраментальное гностическое существо. Но и это только первая ступень бесконечного восхождения человеческого существа, потому что совершенству нет предела.
Путь к совершенству не пролегает среди цветущих лугов, прозрачных рек и тенистых садов. В тени под зелёными кронами деревьев не ожидают человека скатерти самобранки, и удобные кровати, застеленные белоснежными простынями и покрытые пуховыми одеялами. И никто не понесёт человека на ковре самолёте к его великому предназначению. Окружающая человека реальность только понуждает его к активности, предлагая ему самые различные её пути. И люди выбирают те направления, которые созвучны их интересам. В тех случаях, когда в человеке преобладает эго, человек выбирает пути, в конце которых его ждут успех и выгода. В тех же случаях, когда в человеке преобладает над эго его истинное «Я», человек выбирает путь, который не имеет конца – это путь к совершенству. Причём, путь к совершенству связан не только с постоянным преодолением сил низшей природы, стремящихся вернуть человека в мир материальных значимостей, но и с восприятием реальности мира, как обстоятельства, где любые события, к которым может быть причастен человек, являются указателями направления его внутренней работы.
Стремление к духовному совершенству может быть реализовано только тогда, когда человек отчётливо осознаёт направление своего пути и, что очень важно, осознаёт влияния низшей природы, стремящейся увести его с пути, ведущему к совершенству.