Что мы называем общением? Когда люди беседуют на какие-то темы, или же рассказывают о чём-то, делясь своим опытом, что обогащает их обоих, или же общением является любое взаимодействие людей друг с другом? Может быть, следует говорить о разновидности общений?
Чаще всего общение обывателей направлено на утверждение ценности своего «я», поэтому, при общении одновременно проверяется насколько «я» интересен для другого человека и прилагаются усилия, часто неосознанные, для увеличения в глазах собеседника, своей собственной значимости. Каждый человек это делает по-своему, но делают это все, за редким исключением.
Всё в этом проявленном мире человеком заполнено различного рода значимостями и степень ценности этих значимостей у каждого человека своя. Правда, в человеке в значительной степени выражен стадный инстинкт, поэтому он стремится во многом «быть таким как все», и конечно же, это влияет и на оценки различных значимостей этого мира. Но, всё равно, одни и те же значимости этого мира для различных людей не одинаковы, так как по своей внутренней сути нет двух людей совершенно одинаковых. Люди при общении постоянно манипулируют теми ценностями этого мира, с которыми им приходится иметь дело. Но всё это преподносится так, чтобы собеседнику было интересно, потому что «я» тогда тоже интересный.
Общение может иметь и другую цель: вызвать к себе жалость. Речь не идёт о сострадании, так как сострадание – имеет отношение к сердцу, а жалость к человеческому эго, так как жалеют кого-либо всегда «сверху вниз». При этом, достойный жалости собеседник, всегда находит виноватого и никогда не винит себя. Несмотря на то, что жалеют сверху вниз, человек или даже целый народ в некоторых случаях стремится вызвать к себе жалость. И всё это объясняется тем, что как в первом случае, когда человек стремится вызвать интерес к себе, так и во втором, когда человек хочет вызвать к себе жалость, он всегда получает вместе с интересом и жалостью, порцию энергии.
Но общение может иметь стремление утвердить в другом человеке свою собственную значимость, как господина, при этом, другому человеку отводится роль раба или слуги. И такие варианты общения так же могут касаться не только отдельных людей, но и целых народов. И здесь может быть множество вариантов, так как положение раба может устраивать человека, не имеющего внутреннего стержня, который был бы для него опорой, тогда этот человек будет искать для себя опору внешнюю. В одной из статей я приводил в пример книгу Вальтера Шубарта, немецкого философа: «Европа и душа востока», в которой он сказал, что Европа – это форма без души, а Россия – душа без формы. Так вот, сделать рабом человека или народ, который не имеет формы – не возможно, но другое дело, если пытаться сделать рабом человека или народ, имеющих форму. В этом случае срабатывает правило: кто сильнее, тот и господин. Существует ещё множество вариантов взаимоотношений между людьми и народами, кроме основных, о которых мы здесь упомянули.