Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ВОСПИТАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Петр Зорин

В формировании мировоззрения принимают участие три источника. Первый из них наследственный. Он первый потому, что содержит в себе не только генетическую составляющую наследственности, заложенную в половых клетках, но и внутриутробное воспитание, в период от зачатия и до рождения. Второй – внешние условия и третий – Психическое существо или истинное «Я» человека. Внешние условия, принимающие участи в воспитании человека, носят преимущественно ситуационный характер, когда основное воздействие происходит в связи с определёнными внешними обстоятельствами. Влияния Психического существа или истинного «Я» человека поставлены на третье место в связи с тем, что оно может входить в человеческое существо или до его рождения, или же после него, возможно, даже через несколько лет.

Генетическая память присутствует в человеке как общий индивидуальный психологический фон личности, имеющий своё «звучание», которое человек осознаёт как склонности, интересы, предпочтения. Но это он осознаёт, когда во внешнем мире встречает соответствующие созвучия. Иногда проявления генетической составляющей мировоззрения человека могут неожиданно открыться, при каких-то стрессовых непреодолимых обстоятельствах, но, нередко, эта генетическая составляющая проявляется постепенно в связи с трудностями жизни и, достигнув какой-то величины, становится гранью личности человека и начинает реализовываться во внешней его активности.

Мы однажды говорили, что любые действия человека или отношения его к окружающей реальности, могут быть реализованы только в том случае, если предварительно в человеческом существе возникнет модель этих действий или отношений. Так как в построении внутренней модели участвуют все части человеческого существа, то она, в результате, предстаёт,  как некая трёхмерная пространственная реальность, насыщенная ментальными образами, витальными чувствами и эгоистическими  стремлениями. И плод, постоянно находится под влияниями подобного рода формаций. Можно сказать, что он не только в курсе всех дел своей матери, но и невольный участник в её взаимодействиях с внешней реальностью. И он не может выбирать обстоятельства и своё отношение к ним, потому что он находится в потоке, которому сопротивляться не может. И этот поток формирует его будущую личность, во многом сходную с личностью его матери, скрытую при внешней жизни на уровне подсознания. Личность, скрытая в подсознании человека может проявиться при каких-либо внешних обстоятельствах, созвучных ей, с которыми человеку по каким-либо причинам невозможно не соглашаться. Но возможен и такой вариант, когда имеющиеся в наличии внешние психологические инструменты общения, не способны решить какую-то психологическую или социальную проблему, и тогда на передний план выходит из-под сознания та часть личности, которая прежде была не проявлена. Обычно способ решения, прежде не решаемой психологической задачи, в таких случаях может легко соскользнуть в сторону лжи, которая по сравнению с правдой имеет множество вариантов решения каких угодно проблем.

И, наконец, Психическое существо. Оно имеет свою индивидуальность, и у него своя цель, ради которой оно входит в человеческую жизнь. Во-первых, оно должно получить определённый опыт, проходя через череду человеческих судеб, во-вторых, оно должно помочь человеку обрести новое сознание и стать на духовный путь и, в-третьих, оно должно быть учителем человека на духовном пути. Значимости реальности мира с позиции человеческого эго и позиции Психического существа не совпадают, так как значимости мира с позиции эго, направлены на формировании единства человеческого существа с низшей природой проявленного мира; в то же время значимости этого мира с позиции Психического существа, служат средством освобождения человека от притяжения этого мира ради единства с Божественным.

Некоторые люди считают, что человек, избравший для себя духовный путь, стремится в своей внутренней работе не только освободиться от эго, но и разрушить его. В действительности, эволюция возможна только в том случае, если эволюционирующая форма жизни имеет внутреннюю разность потенциалов, нечто похожее на Инь и Ян. Противоположности должны быть всегда, и эго должно всегда отражать состояние внешней части человеческого существа в его взаимодействиях с реальностью внешнего мира. На переднем плане должно быть Психическое существо, которому эго должно уступить лидирующее положение в эволюции человеческого существа. И по мере того, как внешняя часть человеческого существа, ведомая его истинным «Я», будет подниматься по ступеням эволюции, эго всё в большей степени будет терять свои грубые части, имеющие низкие вибрации, и взаимодействовать с реальностью мира своими более тонкими частями. Таким образом, между Психическим существом и человеческим эго будет постоянно сохраняться разность потенциалов, необходимая для дальнейшего роста и созревания Психического существа, и для раскрытия дальнейших возможностей роста сознания человека.

И так будет продолжаться до тех пор, пока человеческое существо не станет Гностическим Супраментальным существом. На этом уровне сознания уже не будет потребности в эго или в каких-либо других противоположностях, так как принцип эволюции на супраментальных планах сознания отличается от принципов, присущих планам сознания низшей сферы.

Все эти три источника, принимающие участие в формировании мировоззрения человека, создают внутри человеческого существа своеобразную сугубо индивидуальную пространственную структуру, которая может изменять свою конфигурацию в зависимости от различных эмоциональных состояний человека. При этом, интенсивность эмоционального воздействия на внутреннюю пространственную структуру в некоторых случаях, бывает неадекватной внешним обстоятельствам, что может радикально менять отношения человека, как к окружающей его реальности, так и к самому себе или к своей деятельности. Иногда, значимость изменённого состояния внутренней структуры мировоззрения становится хронической и тогда, отношение человека к реальности мира или же к какому-то другому человеку будут в течение всей его жизни определяться этим состоянием. Внутреннюю структуру мировоззрения можно представить как некую систему, которая создаёт образ внешней реальности на основе внешних влияний. Но так как эта система подобна кривому зеркалу, кривизна которого у различных людей различна, да к тому же, она меняется в зависимости от различных эмоциональных состояний, то очевидно, что отражение внешней реальности и самого себя в ней, у различных людей не может быть одинаковой. Исходя из этого, определяются и отношения человека к самому себе и тем событиям, которые хоть как-то касаются его. К сожалению, человеку бесполезно указывать на кривизну его мировоззрения и ошибочность его взаимоотношений с реальностью мира или даже к самому себе, когда человек может страдать как манией величия, так и самоуничижением. У человека могут быть все виноваты в том, что так сложилась его жизнь, или же будет виноват кто-то один, что не делает его жизнь менее безрадостной. Для того, чтобы человек мог осознать ложность восприятия внешней реальности, необходимо, чтобы в нём была бы хотя бы малая часть зеркала прямого. Это возможно тогда, когда Психическое существо уже достаточно изменило сознание и мировоззрение человека. И возможен ещё один вариант, который можно было бы назвать шоковой терапией, при которой внешние обстоятельства могут неожиданно так измениться, что прежняя структура мировоззрения человека может радикально поменять свою конфигурацию. Это можно сравнить со встряхиванием сумки с фишками лото, после чего их места могут значительно изменить своё местоположения.

  При недостатке энергии воли, связи элементов мировоззрения у человека друг с другом будут слабыми. И отсюда у человека недостаточно выражена внутренняя опора. Такие люди вынуждены во внешнем мире опираться на кого-либо другого. И если обстоятельства сложились так, что прежняя опора по каким-либо причинам стала для такого человека невозможной, то он тут же с готовностью примет опору, которую ему предоставить другой человек. И тогда связи с прежним человеком могут быть полностью отвергнуты, так как у таких людей недостаточно энергии, чтобы поддерживать близкие отношения одновременно с несколькими людьми. Это в какой-то мере созвучно басне Крылова «Лиса и виноград», в которой лиса презрительно отзывается о винограде только потому, что у неё нехватает энергии, чтобы допрыгнуть до него. Обычно люди подобного рода в значительной мере внушаемы и склонны к всевозможным фантазиям, которой они подменяют свои недостаточные возможности. Ещё одной особенностью таких людей является их стремление избегать ситуаций, в которых они должны быть ответственными за состояния дел, в которых участвуют другие люди, или же могут оказаться в чём-либо несостоятельными. Известен случай, когда спортсмен успешно выступавший на соревнованиях по карате, оказавшись в ситуации, в которой надо было применить своё умение, трусливо бежал от человека, не имеющего никакого представления о восточных единоборствах.

Таким образом, говоря об энергии воли, мы встречаем ещё одно её приложение – она используется для объединения в одно целое человеческого мировоззрения и даже человеческой личности, являясь его опорой в этом мире.

Что делать? Тренировать свою волю. Брать на себя те обязательства, которые может выполнить только человек, имеющий достаточную силу воли, и обязательно выполнять их. Причём, эти обязательства нужно на себя брать самому, а не под влиянием кого-то. При этом, основным мотивом должно быть внутреннее совершенство. Преодолевать свою неуверенность. При этом, вами должна двигать мысль, что у вас нет другого выхода, вы должны преодолеть себя в каких-то обстоятельствах, в которых вами овладевает тамас, предлагающий вам устранится от преодоления трудностей. «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт». Ничего не делать как попало, но выполнять тщательно, насколько это возможно. Данное слово следует держать, но даже если никакое слово не дано, то необходимо следовать чувству долга. Не позволять себе быть неупорядоченным, но быть всегда собранным, или, как говорят Толтеки, алертным. Если человек идёт внутренним путём, то в этом случае для него очень важна внутренняя собранность и неотступность на духовном пути. При этом человек не должен позволять себе, быть соблазнённым какими бы то ни было силами, постоянно удерживая себя в состоянии глубокого внутреннего равновесия и веры в то, что избранный им путь является единственно верным, и нет для него в этом мире никаких альтернатив.

Опубликовано