Существует несколько разновидностей наблюдения за различными состояниями, которые человек способен осознать. Можно наблюдать за движениями физического тела, например, в период его ходьбы. Обычно это хорошо получается, если человек в период движения внезапно обратит внимание на своё идущее тело, при этом он осознает, что тело его автономно и не является им самим, а он только всадник, который может давать своему телу определённые задания и в дальнейшем только мельком подправлять его движения. Со временем человек начинает осознавать, что в его обычном состоянии он един с телом и тогда он может говорить, что он что-то делает или куда-то идёт. В тех же случаях, когда он становится в позицию, с которой он определяет, чем занимается его тело, то происходит отделение его, как наблюдателя или свидетеля, от тела и тогда он осознаёт что его тело что-то делает, но этим делателем он сам не является. Это первые шаги на пути к полному неделанию.
В любых видах спорта и в боевых искусствах состояние неделания имеет очень большое значение, так как позволяет автоматизмам проявлять себя в полной мере, что в значительной степени ускоряет двигательные реакции человека, точность которых была отработана им в период тренировок.
Следующими упражнениями, которые так же можно отнести к неделанию – это отделения наблюдателя от своих различных эмоциональных состояний. Если в первом случае человек может сказать, что тело – это не он, то во втором, наблюдение за различными эмоциональными состояниями и проявлениями эго, дают человеку знания, что всевозможные эмоциональные состояния определяются не им, и он не может утверждать, что он чего-то хочет, на кого-то гневается, или чего-то боится и т. д., потому что эти состояния ему не принадлежат. Он осознаёт их внутри себя, но он, осознающий, не содержит их в себе.
Различные эмоции, желания и стремления изначально проявляются на уровне различных чакр, и человек осознавая различные низкие внутренние состояния, может почувствовать, что они поднимаются снизу, от уровня Муладхара и Свадхистана чакр. Жажда власти, материальных ценностей, социальной значимости, чаще всего имеют своим источником Манипура чакру; а любовь, жалость, участие – Анахата чакру. Можно осознавать различные внутренние состояния, как бы бросая изучающий взгляд на них, и тогда становится возможным осознать их многие характеристики. Например, эмоциональные состояния, поднимающиеся от низших чакр могут иметь определённую форму, сходную со змеиным телом, цвет и упругость. Обычно, если человек недостаточно бдителен, он осознаёт эмоции в области шеи, отсюда выражение: «Гнев душит». В тех же случаях, когда человек имеет уже достаточно богатый опыт в этой работе, он может наблюдать за их продвижением вверх пристально. Обычно все эмоциональные состояния стремятся подчинить себе сознание человека, после чего он становится их послушным исполнителем. Но если человек пристально следит за эмоцией, то она не выдерживает пристального человеческого внимания и пятится назад в то логово, откуда она вошла в человеческое существо. В тех случаях, когда человеку удаётся удерживать своё наблюдающее внимание неподвижным, он, следуя за эмоциональным состоянием может выйти за пределы своего существа и оказаться в той реальности, откуда в него вошло какая-либо эмоция. Если наблюдающее внимание человека очень жёсткое, то эмоциональное состояние, за которым наблюдает человек, начинает разрушаться. Это разрушение похоже на растворение упругого материального тела во внутреннем пространстве. Таким образом, наблюдая различные состояния, человек приходит к выводу, что всевозможные эмоциональные состояния ему не принадлежат, так как он является тем, кто наблюдает. Можно сказать, что он – это «Свидетель».
Но и это ещё не всё, так как наиболее неугомонной частью человеческого существа является его ум или ментал. Наблюдая за активностью ума, человек может убедиться, что ум так же не является основой его личности. Наблюдая за активностью ума, человек осознаёт, что он тот, кто свидетельствует эту активность, а все остальные части, за которыми наблюдал человек – это только средства, при помощи которых «Свидетель» взаимодействует с материальным миром значимостей. И тогда у человека может возникнуть вопрос: что такое «я», как «Свидетель» и для чего я есть?