«Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и отбрось…» – говорит Иисус Христос своим слушателям. Конечно, он говорит не о глазах, но о соблазнах, которые находятся не во внешнем мире, но в самом человеке. Мы однажды говорили, что единство возникает по созвучию, и во внешнем мире нас привлекает то, что созвучно нам и с чем мы готовы стать едиными. Встретив что-либо созвучное нам, мы начинаем воспринимать себя неполными, нам не хватает того, что созвучно нам и мы используем свои возможности, чтобы восполнить нашу неполноту недостающей нам значимостью. Таким образом, соблазны, свидетельствуют о степени выраженности нашей ущербности.
Мать, соратница Шри Ауробиндо, однажды сказала, что люди живут в сумеречном мире. Она имела в виду наш план реальности в спектре миров низшей сферы. Человечество соблазнено значимостями нашего проявленного мира, следовательно, сознание людей, их мировоззрение соответствуют сумеречной части спектра миров низшей сферы. Мы, люди, привязаны к тому, чем мы соблазнены и мы зависимы от этих привязанностей, или соблазнов, потому что это наш дом. Но у каждого человека в этом доме своя квартира, которая может значительно отличаться от квартиры соседа. Этот дом – один на всех, и всё человечество вынуждено приспосабливаться и терпеть друг друга.
Но терпение не может быть безграничным, так как для некоторых жильцов этого общечеловеческого дома их собственная квартира кажется тесной и у них появляется соблазн занять хотя бы часть квартиры соседней. Другие считают, что их соседи по дому живут не по общепринятым правилам, и это соблазняет их вмешиваться в чужую семейную жизнь и диктовать им общепринятые правила. Но, люди так устроены, что видят сучок в глазу другого человека, а бревна в собственном глазу не видят. И это соблазняет их быть менторами и поучать других тому, что не является правилами для них самих. И если мы внимательно присмотримся к жильцам этого общечеловеческого дома, то увидим, что все люди страдают одними и теми же соблазнами, только у различных людей эти соблазны выражены не в одинаковой степени. И, поэтому, одни люди выглядят добрыми, а другие – злыми, одни душевными, а другие – бездушными, одни меркантильными, а другие – бессеребренниками и т. д. И каждый человек захвачен преимущественно какими-то одними значимостями, и в то же время все захвачены этим сумеречным миром.
Но на Земли живут и те люди, соблазны которых находятся в более высоких мирах низшей сферы. Эти люди или уже освободились от влияний нашего сумеречного мира или только на пути к освобождению, но в любом случае – они уже потенциально не принадлежат этому миру, и уже выходят за его пределы. Эти люди соблазнены Богом, который позвал их к себе и они уже в пути, который не имеет своего конца. Домом для этих людей готовится стать вся бесконечная Вселенная, соблазнами – знания, которым нет пределов. Бесконечный путь, которому посвятили себя эти люди – это захватывающее путешествие длиною с вечность, по полям знаний. И если в преддверии этого бесконечного пути человек чувствует страх, вызванный не только неизвестным, но и страх расставания с известным и привычным, то в дальнейшем в человеке всё яснее проявляется состояние приятия новых горизонтов бытия и полностью обесцвечивается страх расставания с привычным и не смотря на все невзгоды, уютным миром.
Возможно, когда-то предчеловек, так же страшился расстаться со своим ограниченным миром, находясь в преддверии современного мира.