ПОНИМАНИЕ И ЗНАНИЕ

Когда мы читаем какие-либо тексты, слушаем собеседника или лектора, то это не всегда приводит к пониманию того, что мы видим или слышим. Восприятие человеком реальности мира всегда происходит на уровнях внешнего и внутреннего внимания. Внешнее внимание – это только форма, в которую может быть упаковано соответствующее знание, в то же время внутреннее внимание связывает человека с непосредственным знанием.  Путь к непосредственным знаниям может пролегать через информацию и через внутреннее внимание. Когда мы читаем тексты или слушаем чью-то речь, то это является поверхностным слоем информации, который может содержать в себе много внешней привлекательности, как для нашего ума, так и витала. Если при этом мы достаточно внимательны, то это приводит к тому, что для нас становится доступным более глубокий слой информации, и мы начинаем воспринимать зрительные или чувственные образы. Чаще всего на этом глубина восприятия и заканчивается. Но есть ещё более глубокий слой – понимания, прикасаясь к которому мы начинаем осознавать смысл получаемой нами информации. К сожалению, современная литература заполнена поверхностной информацией, содержащей в себе только внешние два её уровня, и читатель вынужден довольствоваться зрительными или чувственными образами, встающими со страниц печатных изданий. И даже когда мы слушаем речи каких-либо известных людей, то и в таких случаях мы встречаемся только с двумя информационными уровнями и, в результате, не получаем никаких знаний. Но это ещё полбеды. А беда состоит в том, что человек, получающий только поверхностную информацию и не получающий в достаточном объёме знаний, постепенно сам становится поверхностным и пустым. И это касается не только литературы, не только речей известных людей, но и музыки, живописи и вообще искусства. Правда, литературоведы, музыковеды, искусствоведы во всём этом поверхностном информационном шуме могут найти определённый смысл, одеть его в изысканные словесные кружева, и читателю или слушателю при этом остаётся только тихо восхищаться умением некоторых людей превращать что-либо пустое и даже безобразное в нечто замечательное и привлекательное. Но при этом, очень часто скрывается истинная цель подобного информационного потока. И однажды повествования и утверждения на информационном уровне, достигнув своего насыщения, становятся для читателя или слушателя определяющими норму правильности его взаимоотношений с реальностью мира, и определяют его собственную значимость. И человек оказывается в искусственно сформированных очках, определяющих его видение и понимание окружающей его социальной реальности. При этом его взаимоотношения с этой реальностью в полной мере соответствует его мировоззрению. Таким образом, понимание, подобно мнению, на социальном уровне, часто бывает субъективным и не является знанием, потому что отражает только одну сторону реальности, которая очень часто, не соответствует действительности.

В отличие от понимания, чаще всего имеющего ограниченный характер, знание имеет глубокие корни, объединяющие многие события и их общие тенденции. Будет правильным, если мы скажем, что знание в своей основе имеет всеобщий поток, определяющий судьбы всего человечества. В более поверхностных частях этого потока содержатся знания отдельных людей и народов, корни которых погружены во всеобщий поток знаний. В глубинных же уровнях этого всемирного потока содержатся знания о судьбах всего человечества и его месте во всеобщем потоке эволюции сознания.

Человек может достичь этого глубинного потока знаний только при помощи внутреннего внимания, источником которого является его истинное сердце или Психическое существо. Основным признаком того, что человек находится на правильном пути, ведущем его к потоку истинного знания, является состояние покоя, в котором человеческий ум полностью останавливается. Это состояние покоя, который вначале осознаётся человеком в его груди, если человек неподвижно внимает ему, может охватить всё человеческое существо. И тогда человек осознает, что состояние неподвижности и покоя, в котором он находился перед этим, и которое воспринималось как абсолютный покой, в действительности является только одной из его ступеней. человек начинает осознавать состояние ещё более глубокого покоя, которое находится с глубине его сердца и которого он может достичь. При этом человеку даются знания, что для этого необходимо сделать. И тогда человек может подняться на более высокую ступень покоя, на которой он будучи неподвижно внимательным, получит знания о способе дальнейшего восхождения по ступеням знания.

Необходимо помнить, что любая медитация, например та, о которой мы только что говорили, должна иметь свою цель и тогда путь, ведущий человека к этой цели, становится намерением, связывающим его с потоком адекватным цели. При этом цель осознаётся человеком как безмолвное знание.