Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ТАМАС И РАДЖАС

--

Человек не сопротивляется. Сопротивляется в нем та сила, которая хочет остаться неизменной. Сопротивление может быть двух родов – неосознанное и осознанное. В свою очередь, неосознанное сопротивление может быть связано с недостатком энергии и с инерцией.

В человеке всегда присутствуют две взаимно противоположных энергии – одна из них созидательная или раджас, другая – разрушительная или тамас. Первая является выражением потока жизни, вторая – смерти. Особенностью раджаса является устремленность, организованность, единство, постоянство в устремленности, устойчивость при воздействии различных внешних влияний. Особенностью тамаса является отсутствие далекой или великой цели, когда человек живет сегодняшним днем, неорганизованность, при которой желания, эмоциональные состояния и внешние влияния определяют цели и поведение человека; следующими особенностями тамаса являются разделенность, при которой люди живут и действуют каждый сам по себе и для себя, при этом, причиной их активности являются или внутренние витальные побуждения или же внешние обстоятельства, которые невозможно игнорировать. И есть еще одно качество, присущее как раджасу, так и тамасу – это инерция, при которой как тамас, так и раджас стремятся остаться неизменными.

Кроме этих двух гун существует и третья гуна – Саттвическая, когда раджас и тамас уравновешены по отношению друг к другу. Саттвическое состояние – это состояние наивысшей восприимчивости, подвижности, при которой нет резких и грубых взлетов и падений, и основным качеством этого состояния является чуткое равновесие. Можно сказать, что человек в течение своей жизни проходит три гуны. В начале своей жизни в нем преобладает раджасическая гуна в середине – саттвическая и в конце – тамасическая. Но тамасическая гуна может выйти на передний план и определять состояние человека и его взаимодействия с миром и при многих других случаях, например, при болезнях, усталости, при потере опоры во внешнем мире, при утрате смысла жизни, и при намеренном культивировании симптомов, характерных для тамаса. Например, создать такие внешние условия, при которых все прежние определенности и ценности обесцениваются, и человек, чтобы выжить, вынужден жить сегодняшним днем; всевозможные прежние объединения, частью которых мог быть человек по каким-либо причинам перестали существовать, и человек оказывается выброшен за пределы определенности, и вынужден жить, руководствуясь своими желаниями, эмоциональными состояниями, и находясь под влиянием внешних причин. Всеми возможными способами внушать человеку, что он самоценное существо и человек человеку волк, и поэтому для него единственно правильным является жить для самого себя, и не «спасать утопающего», потому что он завтра может утопить тебя. Такого рода воздействие на человека приводит к деструкции энергии раджаса и тогда на передний план выходит тамас с его неуверенностью и нежеланием прилагать какие-либо усилия, чтобы  что-либо делать. И тогда самыми ценными для человека становятся животные радости. Печально то, что раджас и тамас содержат в себе инерцию и если у первого это состояние активности, и возбуждения, и в его крайних пределах – разрушение,  то у тамаса – пассивность и отказ от жизни вплоть до распада. И чем дальше от сатвичного состояния отдаляется человек в ту или иную сторону, тем, интенсивнее выражены симптомы раджаса или тамаса.

Сходные симптомы проявляются и у целых народов, особенно после революций. Происходит слом прежней системы и наступает хаос. Любая система – это организованный раджас, а любая революция стремиться раздробить раджас, который в этих случаях не может противостоять тамасу. Энергия раджаса, которая прежде объединяла дух народа, распадается на фрагменты, часть которых приобретает повышенную активность и самоорганизуется в какие-либо структуры, которые могут быть и криминальными. Но основная масса народов этой страны погружается в тамасичное состояние, так как исчезает гармония взаимоотношений между раздробленным раджасом и тамасом. Народы этой страны теряют ориентацию и начинают вымирать (смерть – это крайнее проявление тамаса). И этот процесс вымирания может происходить по-разному. Например, люди теряют чувство долга перед своим народом, семьей, детьми и родителями, и стремятся жить только для себя. Удовольствия становятся главными приоритетами в их жизни, любая деятельность, требующая усилий, для них нежелательна, интересы становятся мелкими, а сознание ничтожным.

Но, со временем вновь возникают различные объединения и возрождается прежде разрушенное, но с новыми оттенками. Правда, организаторы революций, которые всегда были чуждыми элементами среди других народов, не заинтересованы в возрождении народов и государств и делают все, чтобы никаких национальных объединений не возникало. Но пока жив народ, нация, объединения обязательно будут возникать, и вместе с ними будет подниматься дух народа и однажды разрушители или будут изгнаны, или будут вынуждены сами бежать, предварительно ограбив те народы, которых они прежде ввергли в хаос. Но чаще всего они используют свои способности к мимикрии и до поры до времени растворяются среди других наций.