Можно подумать, что оставленость является основной причиной состояния неопределённости. Вспомните скорбный возглас Иисуса Христа, когда он был распят на кресте: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты меня оставил»? Можно сказать, что состояние оставленности больше, чем состояние неопределённости, но всё зависит от глубины оставленности и неопределённости. Когда Иисус Христос воскликнул: «Боже мой! Боже мой! Для чего ты оставил меня», то в этот период он переживал не только физические страдания, но, возможно, ещё более мучительное состояния оставленности, космического одиночества, в котором нет никакой надежды даже на малейшую помощь или же на пределы тем мукам, которыми было захвачено всё его существо. Безмерные страдания, (так же как и безмерные наслаждения) приводят человека к состоянию вечности, в которой есть только одно невыносимое страдание, не имеющее ни начала, ни конца. В этот период страдания стирают у человека все грани его личности, и все значимости этого мира, и даже сам мир, как реальность, и смерть для него является избавлением и милостью. Но оставленость может быть и не такого масштаба, например, умирает близкий человек и рушится одна из опор человеческой жизни. Но есть ещё и другие опоры, хотя и очень больно и очень тяжело, но жить надо. Хуже обстоят дела, когда у человека всего одна опора и этой опорой может быть только то, что является смыслом жизни, и, утратив её, человек теряет желание жить. И ничто уже не может быть его утешением, потому что, лишившись своей основной и даже единственной опоры, человек теряет смысл всех значимостей этого мира, и даже смысл существования в этом пустом и разрушенном для него мире.
Действительно, из значимостей этого проявленного мира человек строит для себя внешнюю определённость, и, используя внешние значимости, он определяет направления своей активности. К тому же, для большинства людей, внешние значимости часто являются эталонами значимости их самих. Ценность одних и тех же значимостей реальности мира для различных людей не одинакова, да к тому же, в зависимости от состояния, в котором находится человек, значимости так же меняют свою ценность. Но в любом случае значимости остаются для человека ориентирами во внешнем мире, создающими для него состояние определённости. И это понять можно, так как внешний мир такой, каким его воспринимает человек, формируется внутри него и все значимости внешнего мира определяются человеком. Если бы человек вдруг исчез с лица Земли, то все объекты этого мира тут же потеряли бы свою значимость. Но тогда, значимости этого мира, рождающиеся внутри человека, являются только отражением во внешний мир, сути самого человека, и когда мы говорим об оставленности или состоянии неопределённости, при котором человеку не на что опереться, то имеем в виду разрушение в самом человеке какой-то очень важной части схемы мира. Согласитесь с тем, что мы не можем и не имеем права оделять человека от реальности внешнего мира, потому что ту реальность, которую он воспринимает вокруг себя с её значимостями, человек формирует внутри себя, с помощью программ вложенных в него природой. В конечном счёте все опоры человека, и все значимости мира берут начало в самом человеке. Поэтому реальность внешнего мира мы можем рассматривать, как иллюзию, порождённую самим человеком, и тогда стираются грани между субъективной и объективной реальностью. Когда объективным становится то, что имеет сходство при восприятии различными людьми. Но это сходство обусловлено сходством программ восприятия, вложенных в человека природой. Но всё это не говорит о том, что объективного мира не существует – он существует, но не такой, каким мы его воспринимаем. Поэтому, наше восприятие реальности мира всегда субъективно, даже тогда, когда один и тот же объект наблюдается множеством людей. В любом случае, человек будет воспринимать реальность мира такой, какая соответствует его программам восприятия.
Следовательно, оставленности могут быть не такими значительными, как это воспринимается человеком на первый взгляд и последовавшие за ними неопределённости, – не такими фатальными. Например, из семьи ушла жена или муж, украли автомашину, человек лишился квартиры, работы, или же всю жизнь был предан какой-то идее и однажды осознал, что эта идея была иллюзорной. И как теперь жить дальше? Тяжело могут переживаться и случаи, когда стремления к чему-либо оказываются недостижимыми. Но всё это формируется внутри человека, там рвутся или появляются новые связи, рушатся и возникают значимости и новые зависимости. Поэтому, исследование и реконструкция внутреннего мира более значима, по сравнению с иллюзорным внешним миром, и, поэтому, изменение внутреннего мира более значимо, так как реальность внешнего мира с его значимостями, является отражённым миражом внутреннего мира, иллюзией объективной реальности.
Существует целый спектр неопределённости от простейших её вариантов, когда человек переходит от одной работы к другой, и даже от одной темы беседы к другой, и вообще, любой переходный период – это состояние неопределённости, в котором формируется следующий человеческий шаг, следующее слово или после вдоха, через состояние неопределённости, формируется выдох.
Когда обыватель приходит к рубежу, за пределами которого он уже не может жить так, как жил прежде, то он так же входит в период неопределённости, в котором в нём будет формироваться другое направление его жизни, с другими отношениями с реальностью этого мира. На самом деле, каждый человек постоянно переходит от одной определённости к другой, от одних интересов к другим, и от одних состояний к другим состояниям, и все они выстраиваются в цепочку целостной деятельности, которая на самом деле целостной не является. И всё это имеет определённый смысл, и определённую цель, по крайней мере, для отдельно взятого человека. И, конечно же, любая определённость и даже неопределённость, которую мы иногда воспринимаем как хаос, имеют свою направленность. Обычно человек не полностью осознаёт направленность своей жизни, так как значительная часть её проходит на подсознательном и даже несознательном уровнях, а то, что может быть осознанно, содержит в себе скрытое глубоко под поверхностью своё предназначение. И тогда мы видим одновременно два потока осознания – поверхностный, очевидный для человека и глубокий, содержащий в себе истинное предназначение, всего происходящего в иллюзорной реальности мира. Таким образом, оставленость и неопределённость имеют свой спектр, определяющий, каким будет следующее проявление реальности мира, ведь оставленость и неопределённость – это только промежуток между двумя частями реальности, промежуток между двумя волнами одного и того же потока. И чем глубже впадина между волнами, тем выше будет следующая волна. Восхождение на внутреннем пути всегда связано с волевыми усилиями человека, которые можно сравнить с усилиями, которые прилагает человек, качаясь на качелях – чем больше прилагается усилие, тем выше становится вершина следующей волны, на которую может подняться человек. Поэтому, осознанное преодоление оставленности, неопределённости обязательно поднимет человека на следующую более высокую ступень сознания и может радикально изменить его мировоззрение и, следовательно, направление его пути.
Каждому человеку уже от рождения предуготовано множество путей, среди которых есть единственный восходящий путь. Все эти пути проложены в глубинах человеческого подсознания и проявляются вовне, как волны отношений в иллюзорной реальности, имеющие определённую значимость. Но здесь мы подошли вплотную к идеям древа жизни и древа познания добра и зла.