Человек – многогранное существо, и его тотальное служение какой-либо одной цели, одной идее или одному состоянию происходит тогда, когда все грани человеческой личности и даже все уровни его подсознательных глубин захвачены единой идеей или состоянием. При этом ни в сознании человека, ни в его мировоззрении не остаётся места, с которого он мог бы осознать себя свободным от служения и противодействовать той идее, или же состоянию, которые поглотили его.
При захваченностях в головном мозгу может происходить два типа реакций – выделение эндорфинов, вызывающих различные эмоциональные состояния, в том числе и удовольствия, и подмена какой-то части спектра этих гормонов, какими-либо химическими веществами. При этом выработка соответствующих гормонов подавляется. Здесь следует дать некоторые пояснения, касающиеся эндорфинов, синтезируемых диэнцефальной областью головного мозга. Эндорфины представлены множеством пептидов – гормонов, каждый из которых имеет отношение к какому-то определённому эмоциональному состоянию. Любое сосредоточение и любая захваченность обязательно связаны с соответствующими эмоциональными состояниями, основные направления которых – это приятие или неприятие каких-либо обстоятельств или состояний. И что интересно, пептиды присутствуют и в одноклеточных организмах, т. е. уже на этом уровне жизни существуют эмоциональные состояния. Другими словами, живая клетка может испытывать боль, страх, удовольствие, возможно, и другие эмоциональные состояния, например, в период её деления или конъюгации, при которой одноклеточные организмы обмениваются частями своего тела. Конечно, эмоциональные состояния, которые переживают многоклеточные организмы, значительно более разнообразны. Они могут быть подобны урагану при угрозе их жизни. Например, при абортах плод переживает невыносимую боль, страх и полную безысходность. Но люди не оставляют не родившемуся человеку ни одного шанса выжить. У них свои проблемы, для решения которых, они должны стать убийцами своих детей. Не верьте, что плод не чувствует боли, её может испытывать даже одноклеточная инфузория.
Гормоны создают в человеке (как и в любом другом живом организме) положительный эмоциональный фон жизни, но в некоторых случаях положительный фон может поменяться на отрицательный, и эти состояния обязательно влияют на отношениях человека к реальности мира и к самому себе.
Ещё одной важной особенностью эндорфинов является их участие в психической деятельности человека. Концентрация человеческого внимания, его предпочтения, его стремления к какой-либо цели всегда имеют позади себя гормональную поддержку. И эта поддержка может быть очень мощной, при захваченности человека какой-либо идеей или деятельностью. Гормональная поддержка может поменять основные приоритеты человека на противоположные. И тогда жизнь может перестать быть основным приоритетом человека, и он может пожертвовать её ради какой-либо очень значимой идеи, ради своей родины, или же ради близкого человека.
Особенностью всех форм жизни является регулирующее влияние их высоких уровней, направленное на уровни более низкие и древние. Отсюда, возможно подавление человеком своих инстинктов и влечений. И совсем не обязательно, чтобы эти, более высокие уровни человеческого существа, были в пределах его физического тела. Они могут быть и в его тонких телах. Регулирующее влияние более высоких, по организации, уровней человеческого существа возможно только потому, что структура человеческого существа основана на фрактальных принципах подобия. При этом всегда более высокие уровни человеческого существа, будучи более совершенными, преобладают над более низкими уровнями не только структурно, но и превосходят их в волевом отношении.
Между всеми уровнями интегрального человеческого существа существуют каналы связи, благодаря которым, человек может подниматься по пути совершенства, и благодаря которым возможна его тотальная трансформация под воздействием нисходящих влияний. На первый взгляд можно подумать, что такая иерархия человеческого существа может не иметь никакого отношения ни к физическому телу, ни к гормональной его системе. Но здесь мы говорим только о подобии, в котором сохраняются только общие принципы, а структура имеет вторичное значение. Это можно в какой-то степени сравнить с октавами, каждая из которых подобна предыдущей, но звучит на другой более высокой частоте. Это как первый и второй голос в дуэте, сочетание которых делает звучание какого-либо произведения более совершенным.
Таким образом, если захваченности человека, живущего интересами значимостей этого проявленного мира, имеют своей целью какой-либо объект или же социальное положение, корни которых находятся в этом мире значимостей, то захваченность более высокого уровня, переживаемая человеком, идущим духовным путём, хотя и подобна первой, но имеет совершенно другую направленность. Когда мы говорим о захваченностях более высокого уровня, мы имеем в виду более высокую часть сознания человека, более высокие структуры человека, звучащие на большей частоте, которые захвачены высокими стремлениями к бесконечному совершенству. И, так как, более высокие части интегрального человеческого существа способны контролировать и управлять более низкими его частями, вплоть до физического тела человека, то такого рода захваченность стремлением к Божественной истине обязательно индуцирует соответствующую захваченность и на более низком уровне вплоть до физического. И тогда всё человеческое существо входит в состояние устремленности к Божественной истине и не остаётся никаких других стремлений, кроме тех, которые необходимы для жизни, но и то в ограниченной степени. При этом, состояние захваченности переживается, как устремленность жизни к единственно правильной цели. И у человека не возникает состояния ограничения, при котором он должен делать постоянное насилие над собой, ради удержания себя в русле устремленности. Он осознаёт себя свободным, а жизнь свою радостной и наполненной. Именно это состояние свободы и тонкого высокого чувства радости, в устремленности к Божественной истине, и является сдачей и служением Божественному. Причём, все удовольствия от обладания любыми значимостями этого проявленного мира, теряют свою яркость и привлекательность, и ни одна из них не может заменить высокого внутреннего состояния на путях служения Божественному.