Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ОБРАЗ САМИХ СЕБЯ

Петр Зорин

2008-11-08

У животных есть образ самих себя, даже если это живое существо предельно примитивно и стоит на самом низком уровне сознания, но, несмотря на это, они узнают друг друга. Например, при конъюгации, одноклеточные организмы, не обмениваются наследственным материалом с организмами другого вида, а только со своим. При этом происходит не только узнавание, но и сравнение субъекта с объектом, происходящее во внутреннем пространстве субъекта. Но если субъект не содержит в себе образа самого себя, то для него невозможно сравнение и узнавание.

 Но существуют и переходные варианты, в которых это узнавание происходит только в силу необходимости, например, при спаривании самка богомола может откусить голову самцу, когда для неё спаривание закончилось, а для самца может и нет, и в этом случае самцу приходится убегать, сломя голову, потому что он для самки стал чужим. Обычно каннибализм у животных редкое явление, что можно объяснить только созвучием вибраций каждого вида жизни, что объединяет их в единый организм.

С появлением у живых организмов эго, образ самих себя в значительной мере изменился и перестал отражать истинную оценку самого себя. Это привело к своеобразному каннибализму, при котором люди стали потреблять способности и возможности других людей ради удовлетворения собственных безразмерных потребностей. Люди перестали видеть реальность такой, какова она есть в действительности, они рассматривают её через призму эго, которая извращает до неузнаваемости, окружающую человека реальность, и в еще большей мере искажая и извращая значимость самого себя.

Исследуя привязанности к ценностям внешнего мира и к своим реакциям на события происходящие вокруг себя, духовный искатель может обнаружить, что все ценности внешнего мира и все оценки, которые дает им человек, имеют корни в своем собственном эго. И сколько бы человек не пытался освобождаться от привязанностей к ценностям материального мира, сколько бы не стремился освободиться от захваченностей, при помощи которых материальный мир снова и снова возвращает человека в свое лоно, результаты такой работы будут незначительными. Эго можно сравнить с телом многоголовой гидры, а всевозможные привязанности, в том числе и привычные реакции на внешние обстоятельства, можно сравнить с его головами. И если человек пытается обрубить головы этой гидры, то на место обрубленной одной – вырастают две других. Гидра, или эго, может быть уничтожена только тогда, когда человек осознает разницу между истинным образом самого себя и образом, который навязывается ему эго. Эго точно жестким коконом опутало человека по рукам и ногам и выдает себя за человека. Любые его оценки внешнего мира и самого себя, необходимы ему для сохранения своей значимости, без которой эго существовать не может. И еще для эго важно, чтобы его признавали, выделяли, отмечали, а еще лучше – превозносили, восхищались. При этом оно не избегает лжи, в которой его превозносят, поют ему дифирамбы, потому что оно само в своей основе состоит изо лжи.

Истинная опора человека находится в нем самом, но не в ценностях внешнего мира. Основное предназначение человека – не успешность его во внешнем мире, а рост его сознания через внутренний духовный опыт. У человека есть две формы отношений к реальности внешнего мира и к самому себе: одна из них принадлежит эго, а другая его истинному «Я». И если первая реализует себя в успешности во внешнем мире, то вторая рассматривает себя и внешний мир, как средство получения духовного опыта.

Для духовного искателя очень важно осознать разницу восприятия мира и самого себя в нем между тем как это происходит с позиции эго и с позиции своего истинного «Я». Можно об этом сказать иначе: позиция истинного «Я» не содержит в себе эго, его стремления иметь во внешнем мире выгоду любыми средствами, выгодно выглядеть, используя для этого любые способы, и делать оценки миру и все что составляет его, опять-таки с позиции выгоды. Осознание духовным искателем этой позиции эго в любых его проявлениях, ведет к тому, что человек все больше отстраняется в направлении своего истинного «Я», этим самым, лишая эго пищи, что приведет к тому, что маска неведении эго однажды рухнет и тогда человек будет готов полностью отдать себя в руки Божественного.