Отличие эволюционирующих существ от неэволюционирующих состоит в количестве возможностей, составляющих основу их жизни. Мы с вами уже говорили о том, что эволюция подобна распускающемуся цветку розы, когда в ещё нераспустившемся бутоне уже есть все лепестки, которые в дальнейшем будут последовательно раскрываться в прекрасный и благоухающий цветок. Эволюцию ещё можно сравнить с процессом прорастания семени какого-либо растения, в котором заложено будущее этого растения, например, дерева. Вся последовательность признаков от семени, до взрослого дерева и его плодов уже есть в этом семени. Но дерево никогда не станет птицей, потому что в его семени нет такой возможности. И латимерия уже более ста миллионов лет остаётся практически неизменной и до наших времён, умея плавать предпочитает пешком бродить по дну Индийского океана, где-то около Коморских островов. А вот акула уже многие десятки и даже сотни миллионов лет, так же как и комар остаются неизменными до наших дней. И эта неизменность связана с тем, что в эти организмы природа вложила ограниченное число возможностей, которые, однажды раскрывшись, повторяют себя бесчисленное число раз в своих потомках, практически оставаясь неизменными.
Когда мы говорим, что у человека бесконечное число возможностей, то под этим подразумеваем, что его эволюционный процесс ещё не закончился и, возможно, никогда не закончится. И на каком бы этапе своей эволюции человек ни находился, каждый раз можно будет утверждать, что человек – это переходное существо, потому что путь его эволюции не имеет конца, и любой её период будет переходным к периоду следующему. И, кроме того, поток эволюции для любого эволюционирующего существа всегда имеет одно определённое направление, даже если оно, это существо, содержит в себе бесчисленные возможности, имеющие отношения ко многим другим направлениям.
Определённый вектор, в котором эволюционирует какое-то существо, в нашем случае этим существом является человек, свидетельствует, что любая эволюция не имеет случайных направлений, но следует определённому курсу. На пути этого курса в человеке, как и в любом другом эволюционирующем существе, открываются среди бесчисленных других возможностей, только те, которые соответствуют цели эволюции. Следовательно, позади всех бесчисленных возможностей есть определённое Божественное намерение, сравнимое с картой, на которой уже обозначено направление, определяющее последовательность раскрытия определённых возможностей. И это для каждого человека и для каждого живого организма.
Здесь может возникнуть вопрос: если для каждого человека уже определено направление его индивидуальной земной жизни и эволюции всего его существа, то какую роль играют тогда все остальные бесчисленные возможности, которые несёт в себе человек? Так ли они необходимы? Мы знаем, что возможности проявляют себя не только во внешних формах живых организмов, но и способностью их к восприятию окружающей реальности и способности взаимодействовать с ней. И вы, конечно, помните, что любые человеческие восприятия и взаимоотношения возможны только при полном или неполном их созвучии с тем, что человек воспринимает, или с кем он взаимодействует. Зная всё это, нам нетрудно догадаться, что бесчисленное множество «излишних» возможностей необходимо человеку для восприятия всего разнообразия нашего мира и взаимодействия с ним. Ведь человек может воспринимать и взаимодействовать только с той реальностью, которая созвучна ему. Таким образом, человек, имея бесчисленные дополнительные возможности, может воспринимать всю реальность этого мира и взаимодействовать с ней. Можно сказать, что единство мира реально только потому, что некоторые возможности каждого проявленного существа и непроявленной сущности, могут быть созвучны друг другу только на уровне звучания возможностей. Я говорю «звучания» совсем не для того, чтобы мы думали, что возможности постоянно звучат, речь скорее идёт о вибрациях, которые присущи всему мирозданию. И тогда реальность мира можно сравнить с вселенским оркестром.
В каждом человеке есть возможности, созвучные любой реальности мироздания, – мы можем быть созвучными Божественному, Непостижимому «Владыке всех отношений и ограничений, удерживающего в себе миллионы вселенных, каждая из которых озаряется отдельным лучом его внутреннего сияния и пронизывается отдельным уровнем его неописуемого существования». В этой цитате, взятой из труда Шри Ауробиндо – «Жизнь Божественная», говориться о том, что у человека есть возможность погружения в некое запредельное состояние, когда он достигает Абсолюта, индивидуального верховного и всемогущего Бога.
Но восхождение на эти, казалось бы недостижимые высоты Божественной реальности, возможно только при последовательном раскрытии возможностей, находящихся на путях Божественного намерения, имеющих отношение к каждому отдельному человеку. Путь восходящего Божественного намерения человек осознаёт, как состояния всё более глубокого покоя, в котором он не изолирован от всевозможных внешних влияний и неспокойных внутренних состояний, но недосягаемо пребывает над ними. Этот путь бесконечен и человек, однажды полностью открыв в себе первую ступень этого пути, который начинается в его сердце, осознает присутствие ещё более глубокого покоя, которого он может достичь. И одновременно с этим человеку даётся знания и способность достижения этого более глубокого покоя. О том, что человек полностью открыл или реализовал эту возможность на восходящем пути, он узнаёт по устойчивому состоянию покоя внутри себя во время медитации, когда уже ничто не препятствует ему находится в этом состоянии. И есть ещё один признак: человек, реализовавший в себе эту восходящую возможность, не нуждается в том, чтобы удерживать состояние покоя, напротив, покой удерживает его полную внутреннюю неподвижность и замыкает его в некую защитную сферу, недопускающую вовнутрь её какие бы то ни было внешние помехи.
Любая открывшаяся возможность на восходящем пути, подобна светильнику, освещающему вокруг себя другие светильники-возможности. И если человек осознаёт внутри себя поток Божественного намерения, который воспринимается им, как своя собственная направленная устремлённость, то всевозможные отвлекающие влияния, не соблазнят его и не отвлекут от направления, которое для него является единственно истинным.