Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЧТО ПРЕОДОЛЕВАЕТ ИСКАТЕЛЬ НА ВНУТРЕННЕМ ПУТИ

--

Человек почти всегда ищет причины всех проблем и своих несчастий во внешнем мире. В этих проблемах и несчастьях может быть повинен кто-то другой, но только не тот, который считает себя пострадавшим. В действительности, всё, что происходит с человеком или может произойти имеет свою основу в нём самом. Заметьте, я не говорю, что такой человек сам виноват в тех неприятностях, которые выпали на его долю. Рассмотрим некоторые подходы для более ясного понимания взаимоотношений человека с окружающей его реальностью. Начнём хотя бы с того, что человек воспринимает внешнюю реальность не такой, какая она есть в действительности, а такой, какой она отражается в нём. Человек подобен зеркалу, которое не является идеальным, поэтому отражённый внешний мир несколько не похож на свой оригинал, и у каждого человека эти особенности выражены по-своему. Поэтому, на одни и те же события люди реагирую не одинаково, и одни и те же знания каждый человек воспринимает по-своему.

В этом внутреннем отражённом мире представлен образ и самого человека, носителя отражённого мира. Правда, этот образ так же искажён и не соответствует оригиналу. Глупый в этом отражённом мире может считать себя умным, а незначимый значимым. И вообще каждая грань человеческой личности там не соответствует реальности. И это касается не только самого человека, носителя отражённой реальности, но и тех людей, с которыми он общается, и тех ситуаций, в которых он находится. Отсюда множественность мнений по одному и тому же вопросу, и неожиданных реакций, когда что-то мелкое приобретает неоправданно большое значение, а что-то действительно значимое принимается, как нечто несущественное.

Кроме того, внутренний мир человека постоянно им пересматривается, что очень часто происходит автоматически, и при этом прежние значимости могут быть изменены в ту или иную сторону, или даже переведены в хранилища, если внешняя ситуация изменилась радикально. Например, человек перешёл на другую работу, переехал в другой город и т.п., и в поле мировоззрения появились новые отражённые значимости, которые, конечно же, так же не будут в полной мере соответствовать оригиналу. Да и значимость самого человека постоянно претерпевает какие-то изменения.

А теперь рассмотрим взаимоотношения двух человек, например, это могут быть партнёры по общей работе, или семейная пара. Мы уже знаем, что значимость собственной персоны у каждого из них не соответствует реальности. Условно обозначим степень значимости по десятибалльной системе. Людей обозначим, как первый и второй. Например, первый из них внутренне оценивает себя в пять баллов, что совсем не соответствует ни его профессиональным способностям, ни его личностным психологическим качествам, которые в действительности по внешней оценке приближаются к трём баллам. Второй оценивает себя на четыре балла, хотя по внешним качествам он соответствует как минимум на шесть баллов. В то же время внутренняя оценка своего партнера так же субъективна и не соответствует реальности. Первый из них оценивает второго на три балла, а второй первого – на два. В соответствии с этой внешней оценкой люди взаимодействуют друг с другом. А теперь представьте себе ситуацию, когда каждый из партнёров обращается к другому с позиции «сверху вниз» и позволяет себе те способы общения, которые бы не позволил равному себе, и тем более, к тому, кто выше его по рангу. Можно предположить, что отношения этих людей будут не самыми лучшими и одни восстанут против такой несправедливости, другие – предпочтут не иметь не каких дел с теми, которые относятся к ним «сверху вниз», а третьи будут вести себя «тише воды, ниже травы». Очень интересно, но отношение к человеку с позиции «сверху вниз», так же как и «снизу вверх» может не быть обусловлено ничем внешним, просто на внутреннем поле мировоззрения собственное «я» занимает слишком высокое или слишком низкое положение по сравнению со всеми остальными людьми. Там во всеобщей картине отражённого мира, каждый человек окрашен в свой цвет значимости. Можно быть уверенным в том, что любые взаимоотношения с внешним миром будут соответствовать распределению значимостей в структуре мировоззрения человека.

И ещё одно важное положение: любые действия, совершаемые человеком, всегда предварительно моделируются в поле его мировоззрения, и это верно даже тогда, когда эти действия неосознанные. Отсюда, любые взаимоотношения с реальностью мира всегда предварительно совершаются внутри человека, и только тогда становится возможной их внешняя реализация. Следовательно, когда человек стоит перед выбором варианта действия или его направления, то этот выбор всегда предварительно осуществляется внутри него и очень часто этот выбор не осознаётся человеком. Таким образом, все причины и проблемы, которые человек находит во внешнем мире. В действительности во многом связаны с самим человеком, с его внутренним кривым зеркалом и субъективной оценкой не только своей собственной значимости, но и значимостей всего, что окружает его. Действительно, те же самые внешние условия, которые создают проблемы для одного человека, для другого человека, напротив, являются позитивным фактором. Всем известна пословица: «бесплатный сыр только в мышеловке». Один человек пройдёт мимо такой мышеловки и останется на свободе, потому что он кроме сыра видел и мышеловку. Другой же обязательно попадёт в неё, потому что желание или узость его мышления будут застилать ему глаза разума.

Вместо того, чтобы пытаться что-то изменить во внешнем мире, человек должен изменить себя внутренне, потому что там внутри себя человек первично встречается с внешним миром и по-своему реагирует на эту встречу. Во внешнем мире реализация внутренней модели действия может выглядеть в лучшем случае неадекватной, или же кажущаяся сегодняшняя адекватность, в виду отсутствия стратегического видения, может обернуться завтра трагедией. Следовательно, слова, написанные на фронтоне дельфийского храма: «Познай самого себя» и слова, сказанные Шри Ауробиндо: «Исследуйте себя беспощадно» имеют основополагающее значение, так как путь самопознания объединяет человека с вечностью и бесконечностью. И на каком-то этапе он обязательно приводит человека к осознанию смысла своей жизни, и смыла бытия всего сущего на Земле и во Вселенной. Раскрытие для себя смысла всего сущего в мироздании, одновременно открывает направление вселенского потока жизни, в котором все её уровни от доклеточных её форм, до высочайших сверхразумных её проявлений являются необходимыми в общем спиральном восхождении потока жизни.

При исследовании самого себя, человек не только воспринимает различные состояния, возникающие у него при взаимодействии с реальностью мира, но при этом у него формируется «Свидетель», осознающий различные уровни вибраций этих состояний. При этом в «Свидетеле» формируются свои органы восприятия, настроенные на приём различных частот, которые человек осознаёт как определённые эмоциональные состояния. Но человек – это производное Вселенной и в нём есть только то, что присуще всей вселенной. Различные вибрации, которые человек осознаёт как различные эмоциональные состояния, присущи и всей Вселенной. И тогда «Свидетель», воспринимающий различные внутренние реакции человека, способен воспринимать аналогичные по частоте и Вселенские вибрации. В связи с этим «Свидетель» становится своеобразным каналом, связывающим человека с космосом. Это имеет прямое отношение и к высочайшим вибрациям, которые человек может воспринимать как ананду и глубокий покой. Правда, здесь очень многое зависит от направленного осознанного намерения человека. Чтобы открыть канал, связывающий человека, идущего духовным путём, с высочайшими вибрациями Вселенной, необходимо настроить этот канал, которым в нашем случае является «Свидетель», на соответствующую частоту. Например, сосредоточившись внутри себя и пребывая в состоянии глубокого покоя, человек, этим самым открывает для прохождения вселенских вибраций, соответствующих тому уровню покоя, которого человек достиг при внутреннем сосредоточении. Следовательно, любое часто повторяющее эмоциональное состояние, в конце концов, настраивает человека на определённый уровень вибраций и создаёт в нём канал, по которому в него поступают соответствующие космические влияния. И тогда, один человек может стать проводником высоких божественных влияний, а другой – низких разрушительных вибраций, если, например, подвержен состояниям ревности, зависти, тоски, стяжательства и т. п. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что человек сознательно или неосознанно концентрирующийся на каких-либо состояниях, или часто переживающий эти состояния, этим самым открывается тем планам реальности, которые в своей основе имеют соответствующие частоты вибраций. В конечном счёте, такая открытость иным планам сознания размывает границы личности человека, расширяя их, если человек осознаёт этот процесс, как часть своей внутренней работы. И в то же время подобная открытость инфернальным планам сознания, когда человек не осознаёт своей зависимости от их влияния, может привести к значительным деформациям личности человека. Знание этого необходимо каждому духовному искателю, так как оно может в значительной степени способствовать его духовной практике.

Конечно, границы личности человека могут быть расширены и другими способами, например, чтением литературы на определённые темы. В тот период, когда у читателя возникает состояние захваченности, он становится созвучным тем планам сознания, вибрации которых адекватны эмоциональной или идейной заполненности читаемого материала. Но это не лучший вариант расширения границ личности человека, так как при этом он не осознаёт влияний тех планов сознания, которым он открывается. Особенно это касается инфернальных планов реальности.

Вы обратили внимание на то, что все виды взаимодействий человека с реальностью мира изначально происходят внутри него самого, и направленность этих взаимодействий, и их результат зависит от структуры мировоззрения человека. И когда мы говорим о трудностях на духовном пути, то все эти трудности и препятствия находятся не во внешнем мире, а внутри самого человека, и если духовный искатель осознал эту истину, то его сознательные волевые усилия обязательно преодолеют любые препятствия внутри себя самого. На духовном пути человек преодолевает несозвучия низшей природы в себе самом, высоким вибрациям, соответствующим его духовной устремлённости. Очевидно, что результат в такой работе будет в основном зависеть от того, насколько несгибаемым будет намерение человека.