Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ

--

Ум имеет свою логику, примером которой может быть ряд натуральных чисел, таблица умножения, и если мы посмотрим на внешнюю искусственную среду, которую человек создал для себя на планете Земля, то увидим, что всё это построено в соответствии с логикой ума. Для ума существует свой порядок, которым он управляет в определённой последовательности. При исследовании реальность мира, он и в этом так же придерживается определённой последовательности – от простого к сложному, от анализа к синтезу, от причин к следствию и т. д. Система бытия на Земле, которую создал ум, так же опирается на законы, правила и методы, проверенные и утверждённые умом. И когда мы говорим, что на духовном пути человек должен преодолеть зависимость от влияний внешнего мира, то встречаемся с проблемой правил, законов и систем, по которым функционирует этот мир, и неожиданно для себя можем обнаружить, что мы сами являемся деталью этого мира, встроенную в его ментальный каркас.

Выйти из этой ментальной системы и быть независимым от неё кажется невыполнимой задачей. Если в прошлые века люди, избравшие для себя путь служения Богу, могли уходить в одиночество, в пещеры и пустыни, то в современном мире это почти невозможно. И к тому же, если говорить об уединения в монастырской келье, то не следует забывать, что жизнь в монастыре так же упорядочена по правилам, которые установил ум. То же самое мы можем сказать о любой религии, имеющей свои догмы, свои ритуалы, и свои правила. Даже храмы имеют свою определенную архитектуру. И, кажется, что в этом мире нет ничего, что не опиралось бы на ум. Тогда вопрос независимости от влияний этого мира решается каким-то иным путём, потому что уйти из него человек не может, а, чтобы физически выжить, он должен быть частью, деталью в этой ментальной человеческой системе.

Человек привык к ментальной упорядоченности той системы, в которой он живёт и, поэтому, однажды избрав для себя внутренний путь, пытается подчинить его ментальным правилам внешнего мира. И, обычно, следуя пробудившемуся интересу к внутренней работе над собой, он хочет определить, какими должны быть первые его шаги.

Действительно, когда человек начинает что-либо строить, то он при этом пользуется адекватным планом, в котором определяется последовательность его действий. И так во всём. Но влияния на человека внешнего мира, несмотря на всю его ментальность, кажется хаотичным. Но это только кажется, так как преимущественные влияния внешнего мира на человека происходят на те его части, которые созвучны этим влияниям. Если представить психологические особенности человека в виде многогранника, то «звучание» этих граней внешне не имеет какого-либо порядка. В связи с этим многогранное мировоззрение человека формируется не по логике ума, предполагающей определённую последовательность, а по непредсказуемой психологической системе живого организма.

В такого рода кажущейся хаотичности формирования мировоззрения человека есть определённая закономерность: особенно эффективны те влияния внешнего мира, которые созвучны интересам человека. В свою очередь, интересы человека формируются на основе генетической предрасположенности и воспитания человека, в котором основное значение имеют внешние влияния: в раннем детстве – родителей, позже – улицы и детских, и подростковых учреждений и т. д. Время внешнего воспитания человека теснейшим образом связано со становлением его эго. Если человек, осознавший недостаточность своей воли или какого-либо другого психологического качества, решит исправить эту свою особенность, то он не будет это делать в какой-то определённой последовательности. Но каждый раз, как только будет проявляться недостаточность этого качества, он будет делать усилия, чтобы исправить его. Разумеется, для этого у него изначально должна быть достаточная для этой работы бдительность и хоть какая-то воля, потому что развить и усовершенствовать можно только то, что уже имеется, пусть даже в незначительном количестве.

Интересы человека подобны ручному фонарю, освещающему дорогу идущему. Этот фонарь включается только на те влияния, которые представляют для человека интерес, всё остальное время фонарь светит в полсилы. Когда мы утверждаем, что если человек избрал для себя определенный путь, то внешний мир для него будет предоставлять события в определённой последовательности, которая может быть для ума не логичной. В действительности человек с его стремлениями и интересами сам «высвечивает» для себя объекты своих интересов. При этом не надо забывать, что позади интересов человека в этом мире значимостей, всегда стоит его эго.

Духовной практике человека соответствует другая позиция, которая утверждает, что внешний мир значимостей – это средство, которое должен использовать искатель на пути внутреннего совершенства. И тогда человек, избравший для себя духовный путь, так же «высвечивает» свои различные внутренние состояния, возникающие у него при взаимодействии с внешним миром. Обратили внимание на радикальную разницу между внешними и внутренними интересами человека. в первом случае человек, руководствуясь идеями выгоды и успеха идёт внешними путями ради своей собственной значимости. Во втором случае, когда внимание человека направлено на осознание внутренних состояний, собственная значимость не имеет значения. И, что очень важно, позади усилий человека, идущего духовным путём, всегда стоит его истинное «Я», исподволь направляющее его внимание именно на те состояния, которые он должен осознать в данный момент. И если человек, живущий интересами внешнего мира, прилагает свои усилия, чтобы сохранить или даже увеличить свою значимость, с которой ему однажды придётся расстаться, то духовный искатель, идя путём внутреннего совершенства, не прерывает свой путь вместе со смертью физического тела. В следующей жизни его внутренняя работа будет начинаться не с чистого листа, но восхождение его сознания на пути совершенства будет продолжено до завершения земного его этапа.