Какой бы элемент реальности мира мы не стали рассматривать, каждый раз мы приходим к знания, что этот элемент является частью спектра, имеющего свои крайние проявления. Например, любовь и ненависть, жизнь и смерть, добро и зло, прекрасное и безобразное и т.д. Практически, каждая значимость в этом мире занимает какое-то место в своём спектре противоположностей. Спектр противоположностей подобен лестнице, по которой можно опуститься на предыдущую ступень, более деструктивную чем та, которая находится выше её, и можно подняться на более высокую ступень, на которой позитивная сторона реальности мира, в любой его части, превосходит ту, что находится на более низкой части спектра реальности мира.
Но все противоположности нашего мира, каждая из которых развёртывается в свой спектр, являются только отдельными гранями или частями всеобщего спектра жизни и смерти человека. В этом спектре человек от зачатия и до смерти проходит все ступени его сверху вниз – от света зарождения жизни к мраку смерти. Но сама по себе жизнь является только опорой, фундаментом, имеющая своё предназначение в человеческой судьбе. На её основе формируется и эволюционирует человеческое сознание, которое так же имеет свой спектр. Нижняя, тёмная часть этого спектра является человеческим эго, основным инструментом которого является ум, а верхней светлой его частью, является истинное «Я» человека или его духовное сердце.
Таким образом, в спектре жизни-смерти человек может занимать различное положение в зависимости от возраста и многих других причин. В спектре сознания большинство людей находятся в той его части, в которой преобладает власть эго и, следовательно, в своём восприятии мира и взаимодействия с ним, эти люди опираются, преимущественно, на ум и витал. У большинства людей витал, часто, является манипулятором ума, поэтому этих людей можно назвать рабами желаний, потребности которых ни имеют пределов, поэтому их следует выделять в отдельную касту потребителей, смысл жизни которой является участие в круговороте производства товаров и их потребление. Можно сказать, что в этих людях преобладает низшая природа, и для них не понятны и не привлекательны другие позиции, в которых человек может иметь какие-либо другие цели, кроме потребления и стремления к собственному всё возрастающему благу.
В спектре сознания, в верхней его части преобладает позиция сердца или истинного «Я» человека, гармонизирующего его взаимоотношения с реальностью мира. В нижней же части этого спектра – позиция эго, которая делает наш современный мир полным противоречий и деструктивных тенденций. И кажется необъяснимым такое нисхождение человечества от эпохи Сатья-Юга, когда на Земле царила гармония, к тёмной эпохе Кали-Юга, в которой преобладает над гармонией отношений ложь и насилие. Но эпоха Сатья-Юга – это время, когда человеческий ментал был ещё неразвит и человек пребывал в состоянии близком к животному царству. Гармония в животном мире существует и в настоящее время и диссонанс в неё вносит только человек. Эпоха Кали-Юга – это время не только интенсивного формирования ментала, но и раскрытие всех его возможностей, которые и являются причиной состояния современного мира. И ещё, это время разделения людей на тех, в которых преобладает ментал, независимо от степени его развития, и тех, которые в своей жизни опираются на своё сердце. Сегодня мы видим, что ментал – это не только инструмент создания информационных форм, соответствующих опыту и знаниям, но он способен к творчеству форм соответствующих человеческим намерениям, которые могут не иметь никакого отношения к реальным знаниям. В таких случаях ментал создаёт формы, которые, по его мнению, должны принести человеку выгоду. На самом деле, человек для ментала – это только средство, инструмент, при помощи которого он может реализовать своё стремление к значимости. Мы хорошо помним, что позади ментала находится эго, использующее его, как свой инструмент завоевания власти в этом мире. Поэтому было бы правильным современного человека называть не человеком разумным, а человеком эгоистическим. И таких людей можно понять, так как для эго, опорой является значимость, поэтому, для утверждения своей значимости, люди, опирающиеся на эго, используют весь бесконечный арсенал лжи. Ложь – это некие ментальные конструкции, формы, прокладывающие дорогу намерению, конечной целью которого является выгода и власть.
В отличие от путей эго, вымощенных ложью и насилием, путь сердца, основой которого является истинное «Я» человека, не содержит в себе лжи, и в нём нет стремления к власти. Путь сердца – это не путь партнёрства, характерный для путей эго, а путь к всё возрастающему единству. В действительности, энергия-сознания единства пронизывает всю Вселенную и позади видимости человеческой разобщённости, которую можно сравнить с волнами океана, есть океан, объединяющий всё сущее в единый живой поток, устремлённый к бесконечному совершенству.
Все внешние проявления человеческой активности должны соответствовать этому единству, в котором нет борющихся друг с другом противоположностей и в котором каждый элемент жертвует какой-то своей частью ради общего единства. Отсюда становится понятной разрушительность идеи индивидуализма, с его стремлением к собственной значимости, в которой отсутствуют объединяющие идеи жертвенности и сострадания. Жизнь, которая соответствует идеям единства, направлена на служение системе, превосходящей по своей значимости отдельно взятую индивидуальность. И не следует думать, что эта система подавляет индивидуальность, лишая её своих собственных неповторимых особенностей, подавляя их. Напротив, та жертва, которую приносит индивидуальность на общий жертвенник единства, многократно компенсируется тем, что множественные связи системы, в которую входит индивидуальность, обогащают её, делая её более многогранной. И, кроме того, что очень важно, в каждой индивидуальности, входящей в превосходящую эту индивидуальность систему, присутствуют качества всей этой системы и даже её самоосознание, воспринимаемое человеком как «я», превосходящее по своей значимости его индивидуальное самоосознание. Вместе с этим к человеку приходит чувство защищённости и свободы, которой он не испытывал прежде. К тому же состояние жертвенности на благо большей системы, чем его прежняя ограниченная индивидуальность приносит человеку состояние радости.