Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА ЧЕЛОВЕК ТЕРЯЕТ КРЫЛЬЯ

Петр Зорин

В этой краткой статье речь пойдёт о деградации человека. Вся история эволюции человеческого сознания – это непрерывное восхождение его, и вот современное человечество уже было подготовлено к тому, чтобы подняться на следующую ступень эволюции сознания, как неожиданно этот процесс был приостановлен. Основной причиной этой задержки является несоответствие идеалов современной капиталистической системы, составной частью которой является человек-потребитель, идеалам духовного прогресса человечества. Человек-потребитель и человек-духовный – несовместимы в направленности своих стремлений, поэтому, система капитализма прилагает значительные усилия, направленные на формирование человека-потребителя. Состояние человечества, ставшего частью системы капитализма, можно сравнить с ослом, бегущим за пучком сена, которое привязал на длинном шесте перед его мордой хозяин. И если осёл усердно тащит за собою арбу с хозяйским грузом, то ему иногда позволяется что-то ухватить от пучка сена. Хозяину осла совсем не нужно, чтобы его длинноухая собственность смотрела куда-то по сторонам, и он поместил около его глаз шоры. Ну а если осёл будет ещё и упрямым, то для преодоления этого психологического качества у хозяина есть кнут. В реальности ослов запрягают только тогда, когда необходимо выполнить какую-то работу. Человечество же в роли осла, никогда не выпрягается. Если от метафоры с ослом перейти к реальности, то упряжь, повозка с грузом и хозяином на ней, шоры, пучок сена и кнут – это всё условия, в которые запряжён современный человек и к которым он настолько привык, что они для него кажутся не только естественными, но даже являются символом его свободы. Действительно, за тебя всё определяют, – что правильно и что не правильно, что ты должен иметь и что иметь не должен, что ты должен есть и пить, и что должен смотреть и слушать. И, что очень важно, – за тебя определяют, каким ты должен быть, и каким – не должен, – это же полная свобода! Не надо ни о чём думать, за тебя думают другие, надо только знать значение цифр и уметь читать вывески. Правда, ещё надо знать основные законы, трудиться как осёл, платить налоги, оплачивать кредиты и штрафы, давать взятки и уважать либерально-демократические ценности, и, конечно же, возмущаться теми, кто не согласен с политикой государства, в котором ты живёшь, и радоваться, в отведённом для этого времени и месте.

Эпоха капитализма, имеющая в своей основе производство товаров и реализация их среди людей, на первый взгляд кажется прогрессивной, так как приводит к повышению благосостояния людей и насыщению рынка всем нужным для жизни. Всё необходимое для жизни – это не излишества, и если человек уже имеет всё нужное для своего благополучия, то, следовательно, спрос на товары на рынке упадёт, а капиталист не заинтересован в перепроизводстве, так как это принесёт ему убытки. Он не может ждать, когда у потребителя сломается его автомобиль или выйдет из строя его стиральная  машина, он должен производить всевозможные товары и продавать их даже тогда, когда на них спрос недостаточен. Это связано с тем, что в производстве одного и того же товара, например, компьютера, он кооперируется с множеством других предприятий и организаций, поставляющих ему комплектующие детали.  Каждое производство имеет свои планы и своих клиентов, которым оно по договорам поставляет те элементы, которые оно производит, и клиент не вправе отказываться даже в том случае, если его производство перестало быть доходным, иначе ему придётся платить неустойку. Вспомним события с заказом Франции строительства мистралей для России – они не могли отказаться от поставок этих вертолётоносцев, несмотря на то, что США настаивали на этом, потому что тогда должны были бы вернуть не только задаток, но и огромную неустойку. И это только один из бесконечного множества примеров. Что делать? И это вопрос не только к отдельным бизнесменам, но ко всей системе капитализма, которая не может существовать, если не будет спроса на товары. Есть три выхода: выпускать такие товары, срок годности которых небольшой. Второй выход – изменить сознание людей так, чтобы они как можно чаще обновляли ассортимент приобретаемых ими товаров, и чтобы у них была ненасытная жажда приобретать ради самого процесса приобретения. И третий выход – сделать так, чтобы каждая следующая модель одного и того же товара отличалась от модели предыдущей и была более привлекательной для потребителя.

В такого рода изменениях сознания людей заинтересован не только бизнес, но и та часть элиты, которая стремится к власти над миром. Действительно, если человек поглощен потреблением, так как это является его главной опорой и главным интересом его жизни, то многие социальные проблемы отпадают сами собой, так как тогда человеком и вообще всем человечеством, можно управлять через процесс потребления. Вы ещё не забыли метафору с ослом в цивилизационной упряжке.

Потребителем является человек, который приобретает те товары, без которых он вполне мог бы обойтись. Они не являются для него жизненно необходимыми, но с ними удобнее, так как они придают ему видимость, что он не хуже других, а может быть в чём-то и получше, чем другие.

 Очень важно, чтобы у потребителя небыло никаких собственных индивидуальных мнений, и он придерживался бы принципа – быть таким как все. В таком случае лидерами всевозможных мод и увлечений, диктующих людям образ жизни и средства, поддерживающие и реализующие этот образ жизни, часто становятся недалёкие и в чём-то ущербные люди. И понять таких ущербных людей можно – если они будут выглядеть «как все», то их ущербность станет незаметной, и, более того, в некоторых случаях она будет давать им даже преимущество перед другими людьми.

Современный капиталистический мир можно сравнить с базаром, на котором производят самую разнообразную продукцию и тут же продают её производителям, которые, попользовавшись купленным товаром, выбрасывает его на свалку, как устаревший, и на смену ему приобретается аналогичный, но с какими-то аксессуарами, отсутствовавшими в прежнем товаре. Чтобы привязать внимание человека к производству и потреблению товаров, зачастую не нужных человеку, на этом всемирном базаре работает мощная система средств массовой информации, которая решает за потребителя все его социально психологические проблемы, определяя что хорошо и что плохо. Но главное – эта информационная система знает, что человеку нужно и от чего он должен избавиться, чтобы взамен приобрести очень нужный для него товар.

Но и это не всё. Человеку предлагается жить в кредит, когда он может, не оплачивая наличными, приобрести любой товар, за который рассчитываться будет соответствующий банк. В дальнейшем, всё это с процентами будет высчитываться банком из зарплаты, а на оставшиеся деньги, если они останутся, человек может покупать себе продукты, бензин для автомашины и ещё многое другое. Иногда денег на еду не остаётся, тогда человек ищет дополнительный источник дохода и работает двадцать четыре часа в сутки, чтобы выплачивать банку кредит в течение, например, двадцати или тридцати лет. Не хватает здоровья работать двадцать четыре часа в сутки в течение тридцати лет, банк заберёт всё, на что он выделял кредит, ну а если человек надорвался на работе и, не выплатив банку кредит, умер – ничего страшного для банка – будет выплачивать сын, дочь, внук… Позади этого скучного текста человеческая жизнь полная напряжения и безысходности. Она, может быть, внешне не бедная, но в ней человек не принадлежит самому себе, и не может жить для себя. Он – раб, а рабовладельцем является банковская система. Круг, в котором вращается такой человек, чрезвычайно ограничен и, соответственно, ограничены его интересы и круг знаний. Такой человек может перепутать Швецию со Швейцарией, а Австрию с Австралией, он не знает, где расположен Китай, потому что в этой стране он не собирается жить и работать. Средства массовой информации определяют его мировоззрение, и его оценку всему, что располагается в пределах досягаемости его узкого круга мировоззрения…

Люди не знают, что все их интересы берут начало в поле их мировоззрения. И если это поле ограниченно, а горизонты его недалёкие, то и интересов у такого человека так же будет мало. Действительно, каждый интерес человека имеет корни в поле его мировоззрения, и если поле маленькое, может быть даже не поле, а огород или даже одна грядка, то какие интересы могут раскрыться в человеке на этом стеснённом месте, и много ли будет их на этом незначительном участке человеческой личности. Но люди с таким ограниченным мировоззрением, наиболее ценны для тех, которые управляют ими, потому что, чем примитивнее личность человека, тем легче управлять ею.

Для формирования человеческой глупости очень важно сузить мировоззрение человека до каких-то стандартных минимальных размеров. Идея стандартности и ограниченности подчинённых и зависимых, необходима для власть имущих, потому что эта производящая и потребляющая часть человечества, является одним из краеугольных камней фундамента современной денежной цивилизации. Без этой части фундамента современной цивилизации всё остальное полностью теряет свой смысл. Действительно, для того, чтобы поддерживать свой жизненный цикл, денежная цивилизация должна производить товары по низкой стоимости и продавать их потребителям по стоимости более высокой. Разницу, управляющие производством и потреблением, кладут себе в карман. Здесь мы имеем два круга, один из которых замкнутый, – это производство товаров и потребление их. Люди вынуждены это делать, так как стремятся выжить (о степени комфорта здесь говорить не будем) – это можно сравнить с бесконечной песенкой: «День пройдёт, настанет вечер, пройдёт вечер, станет ночь. Ночь пройдет, настанет утро, пройдёт утро, станет день…» и так, без конца. Второй круг не замкнутый, в котором с каждым циклом первого круга в кошельки банкиров – капиталистов поступает дополнительное количество денег. И этих денег и власти вместе с ними, может прибывать с каждым следующим циклом производства и потребления произведённого, становится всё больше, и в то же время смысла, в таком хождении по бесконечному кругу, нет никакого. Это можно сравнить с заезженной пластинкой, проигрывающей один и тот же отрывок из какой-то мелодии.

В этом мире для обывателя становится важной сама материальная цель, но не путь к ней. Обыватель хочет иметь деньги, как можно больше денег, но, желательно, с минимальными усилиями, а ещё лучше, совсем без труда. Обратите внимание, обыватель стремится сразу получить материальную цель, к которой он стремится, минуя необходимый процесс, трансформирующий человека подготавливая его к обладанию материальной целью. Именно процесс трансформирует человека и делает его мировоззрение более зрелым, а сознание более мудрым. Движение в этом направлении в человека заложено уже от рождения. Когда ваш малыш настаивает: «Я сам!», то в это время его привлекает процесс, а не результат.

Взрослые, работающие люди, современной денежной цивилизации, процесс, часто, воспринимают, как досадную необходимость, и насколько возможно, стремятся избежать его. Но любой позитивный процесс требует от человека определённых усилий воли, без которого этот процесс невозможен. И теперь мы можем с уверенностью сказать, что современное человечество вступило в фазу разделения, на обывателей и последователей внутреннего пути. И если для первых важна конкретная материальная цель, и не желателен процесс, ведущий к ней, то для вторых важен процесс, который рассматривается человеком, как средство достижения смысла жизни. Некоторые люди рассматривают процесс, направленность на внутреннем пути, как некую динамику устремленности к каким-то результатам, например, получить просветление, поднять кундалини. Ошибочность их мнений в том, что внутренний путь не направлен к каким-то результатам, – это путь служения и стремление к всё возрастающему единству с Божественным, что становится возможным для человека, когда он, будучи искренним, в своих устремлениях, отстраняет всё, что может, хотя бы в малейшей степени, отвлечь его внимание от внутреннего пути. Такого рода утверждение может быть непонятным не только для обывателя, но и искателей, которые сравнительно недавно встали на внутренний путь. Человек, идущий внутренним путём, знает, что этот проявленный мир с его значимостями предназначен для пути, ведущему к совершенству. И нет для него в этом мире ничего, что имело бы какие-либо другие цели. Поэтому, человек, идущий внутренним путём, не привязывается к каким бы то ни было значимостям этого мира, и не зависит от них. И в то же время, будучи не привязанным к ним, он пользуется ими, так как его физическое существование является частью этого материального мира. Этот мир имеет очень большой спектр вибраций сознания, поэтому, как бы далеко человек не продвинулся на внутреннем пути, он будет продолжать осознавать всё более тонкие влияния этого мира, которые будут выглядеть как совершенства и только искренность искателя и его восприимчивость позволят ему отличить всё, что может оказаться для него соблазном и предложить ему выбор между двумя очень близкими по уровню вибраций и смыслу проявлениями этого мира. В этом мире нет никаких значимостей, которым можно было бы предпочесть даже минимальной ценностью духовного пути.

Однажды, каждый искренний искатель осознает, что всё в этом мире значимостей окружено глупостью. И примеров этому бесчисленное множество. Об этом упоминал и Шри Ауробиндо в своих работах, говоря, что люди глупы. Но иначе в этом мире значимости не может и быть, потому что современная денежная цивилизация в своей статике и динамике опирается на ум, который в своих стремлениях получить желаемый результат, не может понять, что его направленность не соответствует истинному предназначению этого мира. ум пытается этот мир использовать для своих нужд, в то же время направления всех процессов в этом мире не соответствует нуждам ума. В результате вместо стройного дуэта человеческих стремлений и условий этого мира мы осознаём вокруг себя какофонию отношений, диссонанс которых человечество пытается компенсировать ложью. Но ложь – это тоже одна из человеческих глупостей, которая создаёт иллюзию сокращения путей, ведущих человека к успеху в какой-то деятельности или к получению какой-либо выгоды. Обратите внимание, на то, что вокруг любой концентрации внимания ума, направленной во внешний мир и любое эмоциональное состояние, вызванное внешними влияниями, имеют вокруг себя зону глупости…

Далее рассмотрим некоторые примеры намеренного формирования глупости и особенности людей, у которых эта глупость сформирована. Необходимо, чтобы глупость стала привлекательной, чтобы из неё была построена правдоподобная система. Но и в этом случае она всё равно останется глупостью. Когда глупость приобретает элементы предсказуемости как 2х2=4, то она выглядит как научная истина. Глупостью являются наши мнения, которые отражают только какой-то один фрагмент знаний, но мы убеждены и убеждаем других в том, что это полные знания. В действительности, полных знаний быть не может, так как знания – это бесконечное дерево, каждая ветвь или лист которого связан с другими его частями. Поэтому, идя по пути знания, человек обнаруживает, что каждое из знаний является частью другого знания и так во всём. В истинных знаниях не существует границ и догматических утверждений, потому что истинные знания текучи и изменчивы. Примером этому может быть современная квантовая физика, в основе которой лежит идея неопределённости. Но для ума всё кажется неопределённым, если не соответствует его принципам, законам, догмам. Для него неопределённость сродни хаосу. На самом деле неопределённость для ума – это проявление другой реальности, которой ум не принадлежит и, поэтому, не созвучен ей. В этой реальности ум действует как глупец, использующий королевскую печать для колки орехов или же, рубящий сук, на котором он сидит. Можно представить себе, как космонавты-земляне прилетели на другую планету, на которой живут разумные гуманоиды, руководствуясь в своих взаимоотношениях на принципах чуждым землянам. И тогда, любая форма активности землян понималась бы аборигенам этой планеты, как сплошная глупость. Они, возможно, были бы удивлены, как такие неадекватные существа могли создать межпланетный корабль и как с их глупой неадекватностью они могут выживать, в каких бы то ни было условиях. И даже если бы они прилетели в гости на нашу Землю, их удивлению не было бы предела, потому что люди и на своей планете ведут себя не менее неразумно.

Реальность нашего мира содержит в себе два уровня – один из них поверхностный, доступный для понимания ума, другой – глубокий, содержащий в себе своё истинное предназначение. Ум, в доступной для него части, на всё навесил бирки значимостей и удовлетворённый своей работой, решил, что всё в этом мире ему подвластно, если он будет правильно и логично пользоваться этими значимостями. Всё должно стремиться к своей главной цели, решил ум, а что может быть более значимым, чем богатство и власть? И совсем неважны, ни способы, которыми достигаются эти основные значимости, ни жертвы, которые для этого необходимо принести, главное – успешность и выгода. позицию ума можно сравнить с позицией плохого шахматиста, который делает, как ему кажется, выгодный для себя ход, но не видит возможного следствия. он не понимает, что «грабли», во множестве разбросанные вокруг него, предназначены совсем не для того, чтобы он каждый раз наступал на них, а для того, чтобы он стал ловким и научился ориентироваться в обстоятельствах.

Различные качества, данные человеку, имеют своё сакральное предназначение, и когда человек использует их с позиций ума – это всегда выглядит как глупость. И тогда человек теряется и даже начинает возмущаться, когда внешние обстоятельства показывают ему его глупость. Обычно, на это человек отвечает очередной глупостью, обвиняя других людей или же обстоятельства в своих бедах и неудачах. Ему подсказывается, где он был неадекватен, и что виноваты совсем не грабли, а его психологическая близорукость. Но, похоже, человек устраивает сам себя таким, каков он есть. В то же время основная суть этого мира и его реальные значимости направлены именно на то, чтобы однажды человек мог осознать своё духовное несовершенство, и воспользовался реальностью этого мира, как средством на пути к совершенству. В духовном предназначении человека ум должен использоваться как информационная система, придающая внешнюю форму знаниям, и в то же время указывать направление, в котором эти знания находятся, но даже в этом случае, ум не должен быть независимым от знаний – он только выполняет их волю.

Похоже, что большинство современных людей – неисправимы, боясь быть неадекватными всей той глупости, которая окружает их, они стремятся быть такими как все, этим самым стремятся скрыть свою неадекватность. Действительно, если все ходят в припрыжку, то моя подпрыгивающая походка не будет казаться смешной, и если все вокруг человека дебилы, то не будет критиков, осуждающих дебильность. А люди с нетрадиционной половой ориентацией, осознают своё презренное положение в человеческом обществе и, пытаясь компенсировать свою ущербность, стремятся к тому, чтобы их признали равными с теми, кто не является ущербным, или же привлечь как можно больше в свою команду людей, не имеющих половой психопатологии. Тогда можно будет обвинить всех нормальных людей в отсутствии у них свободы полового самовыражения.

Точечное восприятие реальности мира, отсутствие способности видеть глубину событий, которые всегда имеют своё продолжение в будущее – это качества ума, которые невозможно исправить, но только заменить на восприятие реальности мира сердцем. Только истинное сердце, способно предвидеть результаты наших ментальных намерений и предотвратить всевозможные варианты глупости, которые использует человеческий близорукий ум.

 

Опубликовано