Человечество уже на заре своего существования однажды оказалось перед выбором пути, которым оно могло бы идти в своё будущее. В действительности, перед ним было только два направления, по одному из них можно было идти, опираясь на ум, а по другому – на сердце. Путь ума – это путь внешний, который предполагает получение, вследствие направленных усилий, соответствующего внешнего результата, но он в то же время лишает человека многих качеств, необходимых для реализации его духовного предназначения на Земле. В первую очередь, человек на путях ума, теряет способность к состраданию, потому что сострадание имеет свою опору в духовном сердце человека. Во вторую очередь, человек теряет чувство истинного единства не только между людьми, но и со всем сущим на Земле, опорой которого так же является сердце. И, наконец, человек теряет путь к истинному смыслу жизни, который лежит за пределами значимостей этого мира. И в то же время, ум, являясь инструментом этого мира значимостей, не может быть проводником к смыслу жизни.
Тогда как путь сердца не имеет каких-либо конечных целей в этом проявленном мире значимостей, а сама по себе жизнь является только средством для реализации пути сердца. Но в таком случае, многое, что является ценным на путях ума, не имеет никакой ценности на путях сердца. Например, выгода или успех на материальном поприще, богатство и власть и, конечно же, чувство собственной важности.
Человек, идущий путём сердца, никогда не сможет понять человека, идущего путем ума и, напротив, для человека идущего путём ума, непонятны отношения к реальности мира людей, идущих путём сердца. Но что интересно, так это то, что современная ментальная цивилизация включила в свои религии идеи, созвучные путям сердца, и даже утверждает святость этих идей, продолжая оставаться на путях ума и, часто, отвергает то, что способствует реализации этих идей, которые сама же утверждает. Это свидетельствует об оторванности путей ума от путей сердца.
Итак, этот мир значимостей можно рассматривать с двух позиций. Находясь на одной из них, человек осознаёт мир, как поле, на котором он должен действовать, ради каких-то конкретных, очень часто, корыстных целей, основной особенностью которых является повышение его собственной значимости. На этом поле он должен трудиться до конца своей жизни, так же как это делали его предки во многих тысячах поколений, и так же неизменно будут трудиться его внуки и правнуки, на протяжении будущих веков и тысячелетий. Основной целью при этом неизменно будет сохранение своей жизни и приумножение её индивидуальной значимости. Жизнь таких людей отличается от жизни животных только своей цивилизованностью, очеловеченной изворотливым умом и различными правилами, догмами и законами, создающими относительную упорядоченность взаимоотношений между людьми.
Другая позиция утверждает, что все значимости этого мира – это только средства, которые должны использоваться для роста сознания человека, поэтому нет никакого смысла превращать сами средства в цель своей жизни. Бессмысленность идеи, утверждающей, что средство или инструмент могут быть целью человеческой жизни можно увидеть на таком простом примере: в одном из стихотворений, которое мне пришлось заучивать в классах начальной школы ещё в тридцатые годы двадцатого столетия были такие слова: «топор, пила, рубанок, линейка и отвес, со мной спозаранок на сруб готовят лес…». Чувствуется, что у поэта есть чувство внутреннего ритма, но напрочь отсутствует даже элементарное знание труда лесорубов. Даже на этом примитивном уровне он не знает цели, ради которой существуют названные им предметы. Возможно, он никогда прежде, до написания стихотворения, сам не рубил дрова. Ведь рубанок – это не инструмент для рубки дров или даже леса. Все вещи, перечисленные в этом стихотворении, имеют своё предназначение, но для чего лесорубу рубанок, линейка и отвес? Они могли быть внешне привлекательными и, возможно, у этого лесоруба вызывать высокие эстетические чувства, повышавшие производительность его труда. Но их предназначение было совсем другим.
Все объекты внешнего мира имеют не одно предназначение, например: нищий в произведении Марка Твена – «Принц и нищий», колол королевской печатью орехи, а нож может применяться во многих сферах жизни. Ну а деньги, связывают все вещи и все идеи этого мира в единое вечно изменчивое поле. Но всё это не может быть смыслом жизни… смысл жизни содержит в себе извечный вопрос: для чего нужна эта жизнь независимо от степени её благополучия и уровня реализации желаний и стремлений. Она, жизнь, может быть овеяна славой и быть бесславной, но вопрос остаётся без ответа – какой бы она ни была – для чего она? Наверное, на этот вопрос в реальности, окружающей человека, есть ответ, возможно, мы ищем его не там, где он находится. Вспомните притчу о Насреддине, искавшем таньга под светом фонаря. Разве мы, цивилизованные люди, делаем не то же самое – ищем при свете фонаря нашего ума истину, определяющую смысл нашей жизни, когда она, эта истина, находится за пределами света нашего ума.
Здесь следует вспомнить восходящую кривую жизни на Земле, которая в человеке получила неожиданную надбавку, которая для сохранения жизни и её успешности в этом мире значимостей, совсем не обязательна, так как сознание человека в его деятельности, опирающейся на ум, обращено вовне. Человек получил дар осознания своего внутреннего мира и, отсюда, возможность не только управлять им, но и подняться над ним. Ничто не происходит просто так и даётся просто так. Этот дар содержит в себе величайшее для человека начало – он теперь может сознательно участвовать в своей собственной эволюции. И это эволюция не физическая, какой в значительной степени она была прежде, человек вплотную подошёл к духовной фазе своей эволюции, и здесь необходимо его прямое осознанное участие в ней. Рассматривая своё прошлое, человек может сказать, что он был принуждаем совершенствоваться всевозможными внешними силами и обстоятельствами. В следующую фазу своей эволюции он должен войти добровольно, так как на духовном пути насилия быть не может. Начало духовного пути человек осознаёт, как неудовлетворённость всем, что может предложить ему этот мир значимостей. Человеком овладевает своеобразное состояние неудовлетворённости всем, что может предложить ему этот мир. То, что было для него прежде желанным, привлекательным, доставляло удовлетворение и даже радость, теперь поблекло. Встречаясь с прежними привлекательностями, человек осознаёт, что ценность их для него снизилась. Он может осознавать, что прежние ценности в какой-то степени продолжают оставаться необходимыми, но только для того, чтобы жить, но не быть целью его жизни.
Зная всё это, мы можем сказать, что в этой фазе человеческой эволюции ум должен уступить своё первенство сердцу. И мы начинаем понимать, что тот выбор, который однажды сделало человечество, предпочтя путь ума, пути сердца, был сделан только потому, что оно было ещё не готово к сознательному участию в своей собственной эволюции. Конечно, и в те древние времена были люди, которые шли путём сердца, и это не только Великие учителя, учения которых дошли до нашего времени, но и очень многие из тех, которые остались неизвестными в духовной истории человечества. И заметьте, большинство из духовных учителей, за редким исключением, были убиты теми, которым они стремились передать знания об истинном предназначении человека на Земле. Ум всегда стремился отстаивать свои позиции, как единственно верные, и делал это самыми разнообразными способами.