Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ОБ ОТСТРАНЁННОСТИ

Петр Зорин

Общение людей друг с другом не может быть полноценным, если при этом не возникает состояние захваченности. Захваченность – это своеобразная сцепленность, при которой общающиеся как бы проникают друг в друга, часто не осознавая этого. Такое проникновение друг в друга происходит за счёт внутреннего внимания, которое одновременно с внешним вниманием направлено на какой-либо внешний объект. Этим объектом может быть не только человек, но и любое другое существо, и всевозможные другие проявления реальности этого мира, например, различные внутренние состояния, идеи, неодушевлённые предметы и т. п. 

Все объекты мира содержат в себе смысловое поле, содержащее в себе суть этих объектов, включающую в себя знания о структуре объекта и его предназначении. Когда мы говорим о проникновении друг в друга при общении или взаимодействии объектов, то имеем в виду взаимное проникновение полей. При этом обязательно происходит их взаимное влияние, что приводит к соответствующим изменения не только в полях, но и структурах, породивших эти поля. Поэтому, вещи, которые окружают нас, люди, с которыми мы общаемся, фильмы, которые мы смотрим, и книги, каждая из которых несёт в себе определённую идею – всё это влияет на нас, формируя наше сознание и наше мировоззрение.

Как мы уже говорили, внешнее и внутреннее внимание одновременны и однонаправлены, но если внешнее, ментальное внимание, рассматривает только форму объекта, его логику и структуру, то внимание внутреннее, источником которого является истинное сердце человека, познаёт содержание, суть этого объекта. Правда, человек редко осознаёт знания, которые несёт ему внутреннее видение и довольствуется только внешней формой этих знаний, которую ему предоставляет ум в виде информации, зачастую поверхностной и тенденциозной. Но ум решил, что в современном мире только он является эталоном истины, которая должна соответствовать его эгоистическим намерениям, и это породило ложь. В дальнейшем ум породил выгоду и своего персонифицированного денежного бога, которому стало усердно служить всё человечество. Здесь мы рассматриваем восприятие реальности мира при помощи ума, которому человек полностью доверяет  и неосознанную отстранённость его от поля внимания, источником которого является истинное сердце. При этом человек не осознаёт те сигналы, и даже знания, которые даёт ему сердце.

Особенностью информации является то, что она не всегда отражает в вербальной или какой-то иной форме знания. Это связано с тем, что ум редко бывает созвучен сердцу, потому что считает себя единственным носителем истины. Поэтому информация всегда приблизительна, условна, она только предполагает, отражает логические выводы ума, который думает и даже уверен в этом, что обладает знаниями. Мало того, ум почти всегда строит планы на будущее, опираясь на прошлую поверхностную историю и свои желания, в которых значительное место занимает идея выгоды и стремление к самоутверждению. В реальности это свидетельствует только об одном – о чувстве собственной важности, очень часто ни на чём не основанном. И это касается не только отдельных людей, но даже целых народов и государств. Примером этому могут быть слова Збигнева Бжезинского: «Новый мировой порядок будет строиться против России, на руинах России и за счёт России…». В этой цитате желаемое выдаётся за действительное, проецируемое в будущее. В Русском языке есть очень меткое и образное выражение: «Раскатал губу» т.е. размечтался,  которое имеет прямое отношение даже не к логике ума, а к человеческим фантазиям и мечтам, основанным на эгоистических витальных желаниях. Такого рода отстранённость ума от знаний, свидетельствует о деградации человеческой личности. И эта деградация совсем не обязательно овладевает человеком в его преклонном возрасте, она может проявляться в любом возрасте, и иметь в своей основе примитивность целей, которые человек ставит перед собой, что свойственно не только к отдельным людям, но и в различной степени всему человечеству. Такими примитивными целями могут быть, неважно в каком масштабе,  стремление к безграничному благополучию и власти. И не имеет значения, осознаётся это стремление человеком или же не осознаётся. Мы знаем, что динамика любого стремления суживает сознание человека вокруг намерения, порождающего это стремление. При этом человек приносит в жертву, часто не осознавая этого, другие стремления, что делает его мировоззрение более бедным и плоским.

Практически, идея отстранённости в человеческой жизни встречается на каждом шагу. Отстранённость начальника от подчинённых, господина от раба, родителя от своих детей, а детей от своих родителей и т. д., и во всех подобных случаях отстранённость ведёт к большей или меньшей ограниченности, и деформации человеческой личности. Например, отстранённость в компьютерных играх, которые почти всегда агрессивны, ведёт к душевной пустоте, при этом у человека разрушается его способность сострадать другим существам, происходит сосредоточение на своей собственной персоне, как самой главной, которая никому ни в чём не обязана, но которой обязаны все. И всё это ведёт к отстранённости на психологическом и социальном уровне даже от близких людей и бездушию во взаимоотношениях с ними, можно сказать, что такого рода отстранённость ведёт к росту в человеке Хама (вспомнимте о сыновьях Ноя в мифе о потопе, когда Хам насмехался над отцом). Таким образом, отстранённость в нашем социальном мире ведёт людей к разделению, а социальное и психологическое одиночество всегда имеют своим следствием деградацию личности человека. Результатом такой деградации является леность ума и отсутствие энергии необходимой для строительства своей собственной жизни. Отсюда стремление к паразитическому образу жизни и не только за счёт близких такому человеку людей, но и кого угодно ещё, и конечно же за счёт государства. Противоположной стороной личности таких людей является их агрессивность. Похоже, что это качество является своеобразной формой самозащиты, так как паразит всегда знает, что он паразит и защитить свой способ существования он может или через посредство агрессии или же высокомерия по отношению к тем, за счёт которых человек устраивает своё собственное благополучие, но часто используется как то, так и другое вместе. Интересно, но высокомерие или чувство собственного превосходства над другими, далеко не всегда формируется внешними обстоятельствами, в которых находится человек, оно, нередко присутствует в нём на генетическом уровне. И тогда какое-нибудь примитивное, недоразвитое ничтожество, может чувствовать своё превосходство над тем человеком, который в своём совершенстве может неизмеримо превосходить его. И это касается не только отдельных людей, но и целых этнических и религиозных групп и объединений. Нередко, это проявляется как своеобразная компенсация собственной неполноценности. Такого рода отстранённость, со временем, ещё в большей степени закрепляет имеющиеся дефекты личности, что ведёт к нарастанию противоречий между людьми.

Когда мы говорим о духовной работе, в которой так же есть элементы отстранённости, то в таком случае человек отстраняется не от внешнего мира, а от отношения к значимостям этого мира. В своей отстранённости духовный искатель отходит от позиции обывателя, которая привязывает человека к этому материальному миру значимостей, и постепенно переходит на позиции ученика, для которого окружающая его реальность  является школой в его внутренней работе. Отстранённость, при которой формируется новая позиция, соответствующая истинному предназначению человека на Земле, приводит не к обеднению мировоззрения человека и его сознания, а напротив, обогащению его, так как для искателя одновременно понятна позиция современного обывателя, так как он сам вышел из этой среды, и в то же время реальность мира для него содержит в себе неизвестный и непонятный обывателю принцип бытия, которому следует духовный искатель.

И есть ещё одна, очень важная сторона отстранённости в духовной практике, которая делает человека свободным от зависимостей этого проявленного мира, ограничивающего мировоззрение человека. Без этой отстранённости на внутреннем пути невозможен следующий шаг – отстранённость обязательно формирует свою опору, соответствующую цели или намерению этой отстранённости. При этом, такая опора содержит в себе одновременно направленность, адекватную намерению, и все необходимые средства контроля за направленностью. Фактически, такой внутренний компас человека, может быть назван стражем направленности, который контролирует любые взаимоотношения человека и с окружающей его реальностью, и с его внутренними состояниями, определяя их соответствие с направленностью намерения. На самом деле – это «Свидетель», который формируется у каждого духовного искателя по мере его внутренней работы. «Свидетеля» можно сравнить с формирующейся в человеке индивидуальностью, знающей направление своей активности, её смысл и волю, необходимую для контроля всей своей жизни.

Но, обратите внимание, «Свидетель» с аналогичными функциями есть и у тех людей, которых мы называем обывателями или потребителями. Но этого «Свидетеля» создаёт не человек, прилагая для этого определённые осознанные усилия, его создают внешние влияния, управляемые низшей природой, и человеческое эго является активным центром такого свидетеля. И так как человек, опирающийся на свидетеля, сформированного в его уме, не прилагал к этому ни каких осознанных направленных усилий, то такой свидетель продолжает оставаться независимым от его воли. Этот свидетель, независимый от влияний сердца, практически, не зависит и от самого человека. будучи неосознаваемым он управляет человеческой судьбой, определяя все стороны его жизни. Но так как опорой такого свидетеля является человеческий ум, который не знает истины, то он является основным источником и современной денежной цивилизации построенной на лжи и насилии, которую мы называем капитализмом, и полного бездушия по отношению к человеку.

 

Опубликовано