Любая форма деятельности человека невозможна, если человек в той или иной степени не захвачен ею. И не важно, будет ли это какая-то физическая работа или же последовательность мыслей на какую-то тему. Или же это будут усилия, направленные на сохранение своей жизни, а возможно, получение удовлетворения в доступных для человека обстоятельствах. Человек может быть захвачен внутренним эмоциональным состоянием, какой-либо навязчивой идеей, которую, возможно, сформировал сам; привычкой, которая может стать навязчивой; действиями, которые регулярно совершались прежде под влиянием воли, а в дальнейшем, эта часть воли, направленная на совершение действия, могла отделиться и стать частью этого действия. Тогда человек начинает действовать по привычке, часто, даже не осознавая этого. И вообще, чем бы человек ни занимался в этом проявленном мире, его деятельность становится возможной только тогда, когда он, как деятель, хотя бы в какой-то степени будет един с тем, с чем он взаимодействует.
Любая захваченность может иметь спектр от минимального, до тотального. Тотальная захваченность определяет человеческую судьбу и требует от человека постоянной для себя «пищи». При этом, человек не волен над собой и будет «кормить» свою захваченность до тех пор, пока условия будут позволять это. Но даже в тех случаях, когда условия не имеют «пищи», которой надо кормить захваченности, человек будет искать её, пытаясь изменить условия на благоприятные для захваченности. Другими словами, человек становится рабом захваченности и обслуживает все её требования. Выход остаётся один – изменить условия так, чтобы в них не было пищи для захваченности. Но этого недостаточно, так как структуры, определявшие захваченность, если они не изменены, и как строительный материал не использованы для чего-то ещё, будут находиться в состоянии готовности, чтобы перейти в фазу активности и вновь овладеть человеком и подчинить его себе как только появятся подходящие для этого условия. Тогда можно сказать, что одно состояние захваченности должно быть заменено на состояние захваченности чем-то другим и, желательно, чтобы эта новая захваченность была более тотальной, чем предшествующая. Дело в том, что захваченности трансформируют всё мировоззрение человека, делая его созвучным себе. При этом, захваченность создаёт на своей периферии системы, которые призваны взаимодействовать с внешним миром и в то же время быть созвучными той захваченности, вокруг которой они формируются. Таким образом, человек, мировоззрение которого захвачено какой-либо идеей, состоянием, стремлением или действием, воспринимает реальность и себя в ней, через очки своей захваченности. Для него правильным является только то, что соответствует его захваченности, и он будет настойчив, а иногда даже агрессивен, защищая свои позиции.
Каждый человек может быть когда-то чем-то захвачен, что может продолжаться иногда достаточно долго. Но, со временем по тем или иным причинам, захваченность ослабевает, и человек возвращается к тому состоянию, которое было у него прежде. Правда, за время, в котором властвовала захваченность, его основное мировоззрение со своими ценностями в значительной мере изменилось, потому что оно обслуживало захваченность, но все-таки основные внешние тенденции у человека при этом сохраняются. Но любая захваченность, будучи разрушена захваченностью последующей, оставляет после себя осколки, которые можно сравнить с семенами, содержащими в себе основные интересы и принципы прежних захваченностей.
Тогда, для формирования новой захваченности следует изменить условия, в которых прежняя захваченность получала для себя необходимую для неё пищу, или же переоценить соответствующие ценности захваченности, что приведёт к изменению её направления и этим самым разрушит её. Ещё лучше, если одновременно применяются оба принципа.
Не следует считать захваченности чем-то плохим для человека, потому что любые из них, опираются на принципы, лежащие в основе человеческой жизни. Просто эти принципы не всегда используются лучшим для человека способом, и поэтому их направленность не всегда бывает созидательной.
Рассмотрим отдельные принципы захваченностей. Любое общение, при котором внимание достаточно устойчиво фиксировано обязательно сопровождается захваченностью. Правда, она не глубокая и когда общение прекращается, след его довольно быстро тает. общение – это всегда взаимодействие, которое может быть на различных уровнях. При беседе – на уровне ментала и витала. При выполнении какой-то совместной работы на уровне физического ума и физического тела. При общении с информационным материалом, например, при чтении книги на уровне ума и витальной части своего существа и т. д. В некоторых случаях общение требует осознанных волевых усилий и устойчивого внимания. Такое общение чаще, чем другие виды общения приносят человеку полезный опыт. Там, где человеку усилий при общении не требуется, например, в потоке витального влечения, опыт, получаемый человеком, минимальный. Если захваченность глубокая и человеческая жизнь становится инструментом реализации этой захваченности, то это свидетельствует, что мировоззрение человека изменено тотально и во всех своих частях полностью подчинено захваченности.
Захваченность может быть позитивной, что часто бывает на путях познания мира или же познания своего собственного предназначения, и негативным – если она служит пищей для витала, реализуя его желания, или же влечения. Захваченность в значительной степени теряет свою силу, если человек осознаёт её, и чем раньше возникает её осознание, тем легче человек может справиться с захваченностью.