Все формы жизни на Земле управляются влияниями двух сил – внутренних и внешних. Внутренние силы направлены на выживание соответствующих форм жизни, что определяет некоторые особенности их поведения. В то же время внешние силы, проявляющие себя через определённые обстоятельства, создают условия для выживания и совершенствования. Таким образом, направленность живых организмов на Земле имеет только одну генетическую составляющую, направленную на индивидуальное выживание и выживание вида. На более низком уровне инстинкт выживания вида не включает в себя взаимопомощь или какие-либо другие виды активности, способствующие выживанию вида. На этом уровне каждое живое существо само по себе и само за себя. На более высоком уровне сознания животные оказывают взаимную помощь, что ведёт к более успешному их выживанию.
Люди во многом повторяют своих животных собратьев и в них так же присутствуют эти два фактора – внутренний – инстинкт выживания, и внешний – создающий определённые ситуации и во многом управляющий интересами людей. На более низком уровне сознания находятся те из людей, для которых их собственная индивидуальная значимость превыше значимостей других людей, значимости своего народа и той страны, которая является их родиной. Такой человек не будет помогать другому, когда тот нуждается в помощи, для него чужда любовь к родине, так как он считает, что его родина там, где он испытывает состояние безопасности своему физическому и материальному благополучию. Его основное стремление – это индивидуальная его значимость. Принцип, на который он опирается в этом мире – это выгода. Взаимоотношения на пути к выгоде – партнёрство, от которого он может отказаться, если это сулит выгоду. Его кредо – на пути к выгоде все способы хороши. Отсюда – «деньги не пахнут».
Более высокий уровень сознания у тех людей, которые готовы жертвовать собой для оказания помощи другим людям. Для таких людей их народ и их страна более важны, чем их собственные жизни. Стремление к единству таких людей и даже самопожертвование ради единства, является очень важной частью сознания и мировоззрения этих людей. Никакая духовная работа не может стать для человека смыслом его жизни, если в нём нет стремления к единству, ради которого он готов пожертвовать своей жизнью. Мы утверждаем это, потому что высшая цель стремления к единству – это стремление к единству с Божественным. Но такого рода переход от единства со значимостями этого мира к единству с Божественным, возможен только тогда, когда человек осознает свою зависимость от проявлений в нём низшей природы, которая через инстинкты и ценности внешнего мира управляла им. В этом случае, из полусознательного существа, цивилизованного ментального животного, умеющего ходить вертикально и даже разговаривать, человек превращается в Человека с большой буквы. И причиной этому является то, что в Человеке появилась осознанная направленность в его жизни, и целью этой направленности является то, что ценнее самой жизни и без чего сама по себе жизнь не содержит в себе никакого смысла.
Люди – рассеянные существа и объединения, совмещающие в себе направленности, которым подчинена вся жизнь, редки и к тому же кратковременны. Необходимо создание направленности всей жизни и отсюда важность выбора этой направленности. Воспитание направленности не может быть только ментальным, должна быть уверенность в её правильности. Направленность создаёт в человеке своеобразные указатели, показывающие соответствие внешних значимостей, внутренним состояниям и отношении ко всему этому своей индивидуальной направленности. Направленность – это стержень, вокруг которого должны формироваться человеческая жизнь, интересы человека, все его дела, формироваться его сознание и мировоззрение. Необходимо с достаточной частотой поддерживать формирование направленности, выполняя какие-то действия, например, занимаясь медитациями, и контролируя свои внутренние и внешние реакции в своих взаимоотношениях с внешним миром. Внешний мир очень часто формирует в человеке вредные направленности, которые не только разрушают целостность человеческой личности, но и препятствуют росту его сознательности.