Деградация человека начинается тогда, когда он достигает пределов познания в какой-либо сфере познания себя или реальности внешнего мира. Каждого человека в проявленном мире значимостей, можно рассматривать стоящим на перекрёстке множества путей. Одни из них короткие и заканчиваются тупиками, другие упираются в бесчисленное множество всевозможных привлекательностей этого мира, третьи обещают богатство и власть, четвёртые – всевозможные удовольствия. И есть ещё множество других путей, которые заканчиваются трагедиями и безысходностью, но есть и такие, которые идут из бесконечности и, разветвляясь, уходят в бесконечность.
Возможности человека бесконечны, и когда он выбирает для себя пути лёгкие, заканчивающиеся тупиками или же привлекательными масками значимостей этого мира, позади которых ничего существенного нет то, оказавшийся на таком пути, человек очень скоро начинает деградировать. Особенностью этих путей, ведущих к деградации, являются их ловушки, в которые легко попадает стремление человека быть значимым, или же быть похожим на тех, которые значимы. Нам необходимо знать, что мы становимся такими, какие пути в этом мире для нас более предпочтительны. Интересно, но деградация в таких случаях очень похожа, как у тех, которые уже заканчивают свою жизнь на Земле, так и у тех, которые только что начинают приспосабливаться к значимостям этого мира. При этом следует отметить, что социальный статус человека на путях его к деградации или восхождению сознания, особого значения не имеет. Важен круг интересов человека и возможность приятия им всего нового, что находится за пределами круга его интересов. Каждый человек строит здание своего мировоззрения из того материала, который находится в круге его интересов, а украшает это здание тем, что располагается за пределами его интересов. Поэтому здания мировоззрения одних людей подобны прекрасным дворцам, а у других – это бетонные стандартные коробки, внутри которых множество ненужного, но внешне привлекательного мусора. Такой человек охотно делится со своими приятелями или собеседниками содержимым своих жилищ, ожидая от них соответствующего ответного дара.
Чем уже круг интересов людей, тем быстрее он уменьшается до того уровня, когда у человека остаются только немногие из них. При этом, при взаимоотношениях с миром, значительно возрастает доля паразитизма и чувство собственной значимости.
Есть единственный способ сохранить свою личность – это постоянное стремление к познанию реальности мира и самого себя в нём и постоянное стремление к упорядочиванию себя на пути познания, что требует от человека постоянных усилий над собой. При этом, необходимо быть настойчивым в стремлении преодолеть своё нежелание делать усилия над собой, невзирая ни на какие доводы ума.