Знания и информация об определённых знаниях всегда в значительной мере несозвучны друг другу. Правда, между ними может быть сходство, так как они могут иметь одну и ту же направленность. Примером, поясняющем отличие информации от знаний, может быть притча об утке и её детях.
В одном хозяйстве жили две утки, одну из них звали Кря, другую Крэ. Они были дружны между собой, что, однако, не мешало им иметь обо всём своё мнение.
Так уж получилось, что они одновременно вывели утят, и в один и тот же день отправились на соседний пруд, чтобы дать своему потомству первый урок плавания. И хотя пруд был относительно небольшим, в нём, говорят, водилась даже какая-то рыба. Но, возможно, эту легенду придумал сам пруд, чтобы показать свою значимость, так как водоём, в котором живёт рыба, более уважаем, чем тот, в котором водятся одни лягушки.
Кря и Крэ, чтобы не мешать друг другу воспитывать своих питомцев, расположились по разным сторонам пруда. Крэ со своим выводком тут же приступила к практическим занятиям по плаванию, и многочисленное потомство Кря так же попыталось было последовать примеру своих соплеменников, как услыхали повелительный материнский окрик: «стойте! Прежде чем лезть в воду, вы должны узнать всё о гидродинамике этого водоёма и ещё о многих других полезных вещах, не зная которые вы останетесь на всю свою жизнь тёмными невеждами». Весь выводок, который Кря привела к пруду, резко затормозил у самой кромки воды, а один из её сыновей даже плюхнулся в воду и смущённо поспешил выбраться на берег, чтобы примкнуть к своим братьям и сёстрам послушно усевшихся перед своей строгой мамой. Занятия были долгими и утомительными и закончились только тогда, когда жёлтой пушистой детворе стало невмоготу от голода. Причём, почему-то все захотели есть одновременно. Недовольная мама повела своё семейство домой, где их ждал корм и корыто с водой, в котором каждый утёнок мог барахтаться сколько его душа пожелает.
Потом были другие дни, в которые на занятиях изучалась гидрология, климатология, которая тесно связана с кругооборотом воды в природе, и, конечно же, очень важным было изучение гидрографии, в которой пушистая малышня изучала распределение воды в реках, озёрах, морях и океанах земного шара. После занятий, которые теперь проводились не на берегу пруда, а в уютном птичнике, подросшие малыши возились в корыте с водой. Конечно, на территории птичника они встречались и со своими соплеменниками, которые ежедневно проводили своё время на пруду, но общение с ними было кратковременным и неинтересным, потому что они ничего не знали ни о гидромеханике, ни о гидростатике, не говоря уж о гидрофизике.
А осенью, когда перелётные птицы потянулись на юг, Кря своим уже повзрослевшим питомцам, стала давать знания об аэродинамике, аэромеханике и аэронавтике, обещая с наступлением холодов рассказать им историю происхождения всего утиного народа.
К этому времени потомство Крэ не только повзрослело, но и приобрело способность летать. Правда, этому научились не все, но те, которые настойчиво следовали советам своей матери, научились это делать ничуть не хуже своих диких сородичей. Крэ была настойчива в обучении своих питомцев, так как знала, что большинство из них рано или поздно закончат свою жизнь на человеческой кухне. Как-то раз она была свидетельницей такого события и дала себе слово, что сделает всё, чтобы спасти своих детей от такой участи. И однажды осенью, когда Крэ со своими уже взрослыми детьми следовала в сторону пруда, над ними пролетал с прощальным криком очередной клин уток.
– Дети мои, крикнула Крэ, это летят ваши братья! Вы должны лететь с ними! Там ждёт вас жизнь, а здесь… она не успела договорить фразу, как лёгкая стайка молодых и сильных птиц, разбежавшись, взмыла в воздух… Старая утка, летевшая впереди стаи, оглянулась, услыхав крик, поднимавшихся с земли птиц, и спешивших вслед за ними. Стая несколько замедлила свой полёт, дав возможность догнать их, и увеличившийся птичий клин продолжил свой путь, знание которого каждая из птиц несла в себе. Каждая из уток унаследовала эти знания от своих древних предков, и теперь они изредка меняясь местами, летели туда, где они смогут пережить холода, наступающие на их родине. А следующей весной они обязательно вернутся, стремясь навстречу зову своей родины.
Крэ и две её дочери, крылья которых были недостаточно тренированы, долго смотрели вслед улетающей стае уток. И когда они совсем исчезли из виду, повернулись и печально пошли в свой птичник, в котором их всегда ждал корм и корыто с водой, и ждала своя судьба.
Информацию можно сравнить с ходьбой по кругу или даже ходьбой на месте, а знания с путешествиями в другие неизвестные прежде земли. Информация – это карта с указанными на ней дорогами и ещё много чего другого, а знания – это путешествия по этим дорогам и знакомство со всем, что можно встретить на пути и что никогда не будет отражено на карте. Информация может быть указателем в неизвестное, но не путём, ведущим в неизведанное. Сказка Афанасьева: «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что» – это путь к знанию, которое всегда содержит в себе неожиданности. Это только в информации 2х2=4. И это замечательно! Замечательно, что жизнь всегда содержит в себе неизвестное, непредсказуемое. Замечательно, что знания, к которым мы приходим, всегда содержат в себе что-либо для нас неожиданное. И, замечательно, что знания бесконечны, и человек никогда не придёт к их пределам. Мы, люди, почему-то не думаем, что, осознавая беспредельность знаний, мы этим самым осознаём, что в нас есть беспредельные возможности познания. Именно беспредельность внутри нас, может позволить нам познать беспредельность, существующую за нашими пределами. И имеем ли мы пределы? Возможно, познавая мироздание, мы познаём самих себя. Как в зеркальном шаре отражена вся многоплановая реальность мира, так и человек отражает в себе всю Вселенную, и познание её внешней, одновременно ведёт к познанию её внутренней, носителем которой являемся мы сами. И всё это происходит не только на проявленном уровне нашего плана реальности, но и на всех запредельных планах. Но, в отличие от зеркального шара, отражающего в себе всю реальность мироздания, между человеком, познающем реальность Вселенной и самого себя в ней, существуют и обратные связи, благодаря которым изменения, происходящие в человеке, влияют на состояние всего мироздания.
Но, если человек – это микрокосмос, то невольно возникает вопрос о первичности процессов – возникают ли они первично в человеке в виде всевозможных состояний, желаний, стремлений и способов взаимоотношений с внешней реальностью, или же дирижёром всего этого является внешняя реальность? Конечно, причины всех человеческих проявлений находятся за его пределами, и он только часть бесконечного потока восходящего сознания. Все события, которые когда-либо прежде происходили на Земле и те, которые происходят в настоящее время, являются частью всеобщего Божественного замысла. Шри Ауробиндо однажды сказал, что у человека все возможности должны быть раскрыты. И этот процесс в современном мире происходит особенно интенсивно. Правда, мы видим, что в современном мире преимущественно открываются возможности низких состояний, что кажется нам разрушительным. Но мы должны помнить, что любая возможность может быть использована или же трансформирована только тогда, когда она открыта. Поэтому, происходящее в современном мире – это только пролог грядущих глобальных изменений сознания человечества, при которых всё низкое, ложное должно быть трансформировано. Кстати, любая возможность полярна и, раскрываясь, проявляет не только свою негативную сторону, но и позитивную. Следовательно, в современном мире, в котором, кажется, ложь и насилие достигли своего апогея, одновременно происходит накапливание позитивных вибраций и однажды произойдёт переход накопленного потенциального высокого состояния из количества в новое высокое качество. И судя по напряжённости противостояния разрушительного и созидательного, это время близко.
Здесь уместно будет остановиться на идее, что все возможности должны быть открыты. Понятно, что если склад с оружием закрыт, то этим оружием, при необходимости, невозможно воспользоваться, или если пещера Али-Бабы закрыта, то все сокровища, находящиеся в ней, не могут кого-либо сделать счастливым. Но, в то же время, каждая возможность, подобно солнечному свету, имеет свой спектр, и, раскрываясь, она освобождает не только свои положительные, но и отрицательные свойства. Практически, всё беспредельное мироздание с его бесчисленными формами и свойствами, и всевозможными вариантами взаимодействий между ними – это только следствие однажды раскрывшейся первой возможности нашего дня Брамы. И всё сущее в мироздании – это только возможности, содержащие в себе бесчисленные семена возможностей, которые однажды будут раскрыты в будущем. И этому процессу не будет пределов, так как возможности, словно в бесконечной матрёшке вложены одна в другую. И каждый из нас, людей, – является только потенциальной возможностью, которая, раскрываясь, освободит рой многих других возможностей. И этому процессу никогда не будет предела. Следовательно, слова, сказанные Шри Ауробиндо, что все возможности должны быть открыты, имеют в виду не глубину времён, в которых возможности будут последовательно бесконечно раскрываться, а наше время, в котором мы живём.
Помня о том, что каждая возможность содержит в себе противоположности, несущие в себе как созидательные, так и разрушительные принципы, мы можем предположить, что мир, в котором будут раскрыты все возможности, будет не только противоречивым, но и агрессивным, так как каждая из возможностей стремится доминировать в этом проявленном мире. При этом, каждая из них использует адекватные ей средства. В результате, низкие и разрушительные возможности получают при взаимодействии с возможностями противоположного знака, преимущества, так как могут использовать любые средства для достижения своей цели.
Такого рода динамика, можно предположить, приведёт к деградации этого мира, но, в действительности, если возможности открываются сознательно, то такого не происходит, и этому есть очень важные причины. Во-первых, спектр возможности раскрывается в определённой последовательности и всегда неодновременно. В духовной практике всегда открываются в первую очередь более высокие части спектра любой возможности. Благодаря этому они успевают достаточно сформироваться, прежде, чем откроются возможности более низкие. Во-вторых, каждая из возможностей раскрываясь, стремится реализовать себя на проявленном плане этого мира значимостей. В чём отрицательные возможности, опять-таки, более успешны. Но человек, идущий внутренним путём, осознаёт открывающиеся возможности, наблюдая их внутренние проявления и сам решает позволить ли им проявиться, в каких-то состояниях человека или же в его внешних реакциях. И, кроме того, наблюдая или свидетельствуя проявления каких-либо возможностей человек, этим самым создаёт в своём сознании «Свидетеля», который, будучи отстраненным, от того, что он наблюдает, не только формирует в себе свою индивидуальность, но и восприимчивость, и способность к различению и бдительности, и, кроме того, «Свидетель» имеет свою сознательную индивидуальную волю, позволяющую управлять теми процессами, за которыми он наблюдает. Поэтому, есть большая разница, будет ли человек осознавать открывающиеся в нём возможности – или нет. Тем более, что, открывшись, эти возможности, будучи неосознанными, встроятся в основу личности человека и, этим самым, сделают его созвучным внешнему миру и исполнителем его воли.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что ум оценивает внешний мир по его значимостям, и на этом строит свою тактику и стратегию взаимоотношений с реальностью мира. Но эта тактика и стратегия, не принимает во внимание реальную динамику процессов в этом мире, так как она строится на предположениях, основанных на статичной логике и прошлого опыта. Реальная динамика процессов в этом мире, в действительности никогда не соответствует предположениям ума, но только некоторому приближению к ним. Истинная мудрость человека состоит не в его успешности при взаимодействии со значимостями этого проявленного мира, в следовании истинному предназначению человека в нём.