Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ГАРМОНИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Петр Зорин

Мы однажды говорили, что всё имеет свой спектр. Гармония взаимодействия живого и не живого в том числе, так же имеет свой спектр. Нас интересует в первую очередь взаимоотношение между людьми, потому что познание самого себя возможно только в динамике, в которой проявляется прежде непроявленное и становится возможным осознание прежде скрытого. Весь возможный спектр взаимоотношений чрезвычайно велик, поэтому, здесь мы рассмотрим только некоторые его части, касающиеся взаимоотношений двух людей.

Всех людей можно условно разделить на две категории – в одной преобладают психологические особенности раба, в другой – господина. И здесь мы так же видим спектр между двумя крайностями – раб и господин. Эти особенности человеческой личности на обывательском уровне очень важны, так как человек – социальное существо и взаимоотношения между людьми на социальном плане всегда имеют свою иерархию. При этом следует помнить, что у каждого человека есть иллюзорная психологическая модель своей собственной значимости и значимости других людей, с которыми он взаимодействует. Я говорю, иллюзорная модель значимости, потому что она практически никогда не соответствует реальным качествам личности человека, его реальной значимости. И вначале взаимоотношений между людьми на передний план выходит его иллюзорная значимость. Но так как подавляющее большинство людей переоценивают себя, считая себя более значимыми, чем они есть на самом деле, то это неизбежно ведёт к возникновению конфликтных ситуаций, в которых одна из сторон постепенно берёт верх над другой. И тогда, мы можем говорить, что иллюзии одного человека в значительной степени умеряют свои аппетиты, но, зато иллюзорная значимость другого человека в значительной степени утверждается. В действительности, люди почти всегда общаются друг с другом с высоты своих иллюзорных позиций, поэтому для них очень важны всевозможные внешние значимые факторы, подтверждающие и усиливающие их значимость. Поэтому, престижный автомобиль, квартира в центре столицы, высокое социальное положение, миллионы валюты в банке, а ещё лучше миллиарды, резко поднимают иллюзорную значимость человека. Он в своём иллюзорном самовосприятии может осознавать себя чуть ли не богом. Но это только иллюзия. Лишите такого человека всех материальных и социальных значимостей и он будет гордиться своим прошлым, бывшими связями, возможностями, но всё это будет бывшим, а в настоящем он будет, как Сатин в пьесе Горького «На дне» говорить, что человек – это звучит гордо. Конечно же, он говорит не вообще о человеке, но о самом себе и, лишившись одной иллюзии значимости, он тут же перейдёт на её запасной вариант. Интересно, но стремление человека к значимости ненасытно и высшее достижение её, если в человеке преобладает комплекс «господина», это неограниченная власть; в случае же преобладания комплекса раба – почти абсолютная обезличенность, при которой человек своего господина обожествляет, безоговорочно послушен ему, считает его самым лучшим, изо всех, которых когда-либо он знал. Его господин – ангел, достойный всяческих похвал и самых высоких эпитетов. Для человека-раба в таких случаях его господин достоин всяческих похвал, он благодетель и другого такого не сыскать и т. д. Но есть ещё более низкая ступень раба, на которую может опуститься человек – это раб-манкурт, который уже ни о чём не думает, ничего не хочет, к тому состоянию, в котором он находится, относится безразлично. Он безропотно выполняет указания своего господина, готов услужить каждому и любой, даже какое-то ничтожество, может помыкать им. Такой раб опустился до положения нуля, пустого места, правда, при этом у него ещё остаётся пассивное желание жить. Но, обратите внимание – всё это происходит на уровне иллюзорной значимости в основе которой значимость реальная, которая почти всегда не осознаётся человеком. И именно из этого подсознательного уровня значимости, иногда на поверхность прорываются отдельные всплески вербальной или поведенческой неадекватности, которые человек осознаёт как случайности, нарушающие сложившуюся относительную гармонию взаимоотношения с окружающей реальностью.

При взаимоотношениях людей, мировоззрение которых в значительной степени несозвучно, обычно преобладает более примитивное мировоззрение. Причиной этому является его большая устойчивость, так как в нём в большей степени выражены древние животные начала.

Одной из важных особенностей человека является его способность адаптироваться к часто повторяющимся однотипным, прежде привлекательным внешним влияниям. При этом человек как бы перестаёт замечать их, и тогда на передний план выходят неосознаваемые прежде грани реальности. Обычно человек, в своём стремлении к собственной значимости при общении с людьми, часто, не осознавая этого, использует в качестве масок, более привлекательные стороны своей личности. И часто бывает недоволен, если эта привлекательная, по его мнению, сторона его личности не вызывает ни восхищения, ни приятия другими людьми. «Я такой хороший и умный, или такая хорошая и умная, а меня за это не ценят». В результате отношения могут испортиться, и человек может начать поиски и сравнения новых ценителей своих замечательных качеств.

Фактически, у всех людей при их взаимоотношениях есть выбор – они могут измениться и стать терпимыми к более примитивному человеку, с которым свела его судьба, и они могут оставить его, если хотят сохранить свою личность неизменной. И есть ещё один очень важный вариант, в котором человек сознательно выбирает для себя путь самопознания. И тогда для него ничего не бывает случайным, в том числе и подобного рода партнёрство, дружба или даже любовь. Любые условия он принимает, как средства для самопознания.

Человек должен принять истину, которая в дальнейшем может не только изменить его отношение к реальности мира, но и изменить его мировоззрение: всё происходящее с человеком должно восприниматься им, не как случайность, но как указания на какие-то его качества, на которые он должен обратить внимание, познать их проявления в нём на возможно более тонком уровне. При этом, неплохо, если он будет знать, что познание каких-то своих качеств или реакций не является самым главным, основным в самопознании является изменения в сознании человека, которое при подобной внутренней работе становится более восприимчивым, приобретает направленность в сторону большего совершенства и приобретает отстранённость и всё возрастающую независимость от привязанностей к значимостям этого мира. Можно сказать, используя язык химии, что все валентности обывателя замкнуты на этом мире значимостей, и для того, чтобы их перевести в позицию человеческого истинного предназначения, необходимо отделить их от мира значимостей и перенести в систему восходящего потока Божественной истины. В этом суть всей духовной практики человека. Исследуя внутренние изменения, формирующиеся при взаимодействии людей друг с другом, необходимо обратить внимание на поле мировоззрения, которое является общим для взаимодействующих людей. Это поле может занимать в сознании и мировоззрении человека много или мало места в зависимости от важности центральной идеи общения. И, кроме того, в этом поле есть те части, через которые на нас влияет другой человек и наше собственное место в общении с ним. Вполне возможен вариант, когда в этом поле общения нет места для одного из двух взаимодействующих людей или же его место представлено совсем незначительной частью. Это свидетельствует о дисгармонии отношений и душевном неблагополучии одного из двух взаимодействующих друг с другом людей. В мировоззрении каждого человека должно быть достаточно места, определяющего его достаточную субъективную свободу. Нередко, поле взаимных отношений между людьми в мировоззрении человека, можно сравнить с условиями, в которых один человек снимает угол в квартире другого и должен следовать правилам, в которых ему отводится очень малое подчиненное место. Исследуя свои внутренние состояния человек всё то, о чём мы здесь говорили, может найти внутри себя. И это не только сделает его более восприимчивым к различным внутренним состояниям, но и даст ему шанс выровнять свою позицию на внутреннем поле отношений. Всё, что здесь было сказано, не только является частью человеческой жизни, которая может быть более или менее значимой для него, но она, эта часть, может полностью поглотить внимание человека и его жизнь, привязав его к каким-то конкретным значимостям. И тогда, человек теряет способность воспринимать не только всю бесконечность мира, но и точки бифуркаций, в которых он должен делать выбор и оценивать не только себя предшествующего этим точкам выбора, но и предполагать возможные результаты, сделанного выбора. Для человека, идущего духовным путём, очень важна направленность его мировоззрения, которая, в конечном счёте, должна определять все стороны человеческой жизни. Всё в человеке должно быть сосредоточено только на одном направлении – контроль над внутренним миром, и в соответствии с внутренней гармонией и совершенством, контроль над всевозможными внешними реакциями. Для человека, избравшего внутренний путь, не должно быть ничего более важного, чем его путь.

 

 

Опубликовано