Мы с вами прежде говорили о том, что каждый человек имеет свою внутреннюю структуру мировоззрения, которая позволяет ему установить равновесные отношения с окружающей человека реальностью мира. Мир многогранен и в его спектре вибраций всегда найдутся те, которые созвучны человеческому мировоззрению, поэтому, обыватель всегда найдёт для себя опору во внешней действительности.
Есть два типа причин, понуждающих человека к направленной активности во внешнем мире. В одном случае, человек стремится удовлетворить потребность своих уже открытых возможностей, позади которых стоит его эго, в другом – открывающихся возможностей под влиянием человеческого Истинного «Я» или Психического существа. Но дело в том, что раскрывающиеся возможности, позади которых стоит Истинное «Я» человека, никогда не найдут в мире значимостей для себя пищу, если человек не изменит свою позицию и, следовательно, своё отношение к реальности этого мира.
Реальность проявленного человеческого мира такова, что все его значимости, в зависимости от порядка их расположения в человеческих головах, меняют не только картину мира, но и его предназначение. И тогда чёрное с лёгкостью может стать белым, а белое – чёрным, добро стать злом, а зло добром. Совсем как в калейдоскопе, в котором незначительный поворот его трубки, каждый раз приводит к появлению новой фигуры, хотя элементы, из которых формируются фигуры, остаются одни и те же. Но в отличие от калейдоскопа внешний мир неизмеримо сложнее, и элементов, которые составляют его, бесконечное множество. Мы можем отложить калейдоскоп со всеми его фигурами в сторону, но не можем это сделать с внешней реальностью, частью которой являемся мы сами. Правда, мы можем «отложить в сторону самих себя» и сделать это различными способами… И есть ещё одно очень важное свойство, присущее как всей внешней реальности, так и отдельно взятому человеку – всё это проявляется в двух состояниях – одно из них представляет картину реальности, проявляющую себя как в статике, так и в динамике. Это картину мы воспринимаем посредством наших органов чувств, и пытаемся упорядочить её и сделать понятной для нас, при помощи ума. При этом, ум в своём стремлении понять окружающую его реальность, часто пользуется навязанными ему эталонами правильности, привнесёнными в него извне, вместе с идеями, возможно, ложными в самой своей основе. И так как ум не является инструментом знания, то он может согласиться с любой ложью, если она будет подтверждена системой сконструированных доказательств или догм, убедительных для него. Кроме того, внешняя реальность может быть представлена в виде поля энергии, в котором отражается смысл внешней реальности не только в её статике, но и процессе её динамики. Всё сказанное здесь имеет отношение и к отдельно взятому человеку – к структуре его личности, как в статике, так и в динамике. При изменениях внешних обстоятельств меняется и их смысловое поле, которое, в связи с этим, может перестать быть созвучным смысловому полю для многих людей, входящих в это поле. И не каждому из людей, оказавшихся в этих изменённых обстоятельствах, одинаково успешно удаётся приспособиться и стать созвучным этому модифицированному полю. И тогда начинается деградация таких людей. Одни из них заканчивают свою жизнь самоубийством, другие убегают в алкоголизм и наркомании, третьи приобретают антисоциальное поведение, женщины не хотят иметь детей, у многих людей снижаются познавательные интересы, снижается способность к волевым усилиям над собой при необходимости выполнять какую-то направленную деятельность, что одновременно сопровождается снижением интеллекта и состоянием повышенной внушаемости. Конечно, здесь названы только некоторые из патологических социально-психологических симптомов, возникающих в эпоху перемен.
Сходные процессы происходят и при взаимодействии индивидуальных человеческих полей в условиях, когда у человека меняются внешние обстоятельства. Для примера возьмём человека, внутренняя структура мировоззрения которого такова, что он при взаимоотношениях с реальность мира, чувствует своё превосходство над окружающими его людьми. Это превосходство может не иметь под собой никакой реальной основы, и существовать само по себе. Носитель такого состояния может и не замечать, что окружающие его люди или какой-то человек, с которым он взаимодействует, осознают его высокомерие, с вершины которого он одёргивает других людей или делает им неадекватные замечания. Для него это выглядит естественно, в то же время люди, с которыми он общается, и особенно те, которые хоть в чём-то зависят от него, воспринимают не только его высокомерие, но и его способ общения, как насилие над ними. Общение «сверху вниз» всегда ранит и умаляет тех, на которых такое общение направлено. И, кроме того, атмосфера, которую эти люди носят с собой, так же не безразлична для окружающих людей, особенно тех, которые находятся в бликом контакте с ними. Она подавляюще влияет на них и одни люди стремятся избегать встречи с таким человеком, другие стараются угодить ему и легко впадают в состоянии виноватости перед ним. В конечном счёте, такого рода отношения для страдающей стороны однажды становятся невозможными, что ведёт к уходу одних и деградации других. Существует предел терпения и уступок, когда количество определённых отношений переходят в новое качество. Для одних это заканчивается бунтом, для других разрушением их прежней личности, на руинах которой формируется личность деградированная, рабская, преклоняющаяся перед своим повелителем и даже восхищающаяся им.