Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА

Петр Зорин

Личностная сфера человека – это его индивидуальный психологический дом. В этом доме всё созвучно его владельцу и всё для него привычно. В этом доме всё подчинено определённым законам и всё находится на своём месте. Из окон этого дома, который человек всегда носит с собой, он воспринимает значимости мира, соответственно цвету оконных стёкол. Когда же он взаимодействует с миром, то одевает соответствующего цвета очки. Всё, что находится в этом доме, человек оценивает, как правильное. Оценивает, не всегда осознавая этого, он просто чувствует, что у него есть своя мера правильности и своё понимание себя и мира, и свои суждения о мире и своём взаимодействии с ним, и всё это оценивается, как правильное. Но это только статика личностной сферы человека или его внутреннего мира. В период взаимодействия с другими людьми спокойное состояние правильности внутреннего мира начинает подвергаться атакам. Это связано с тем, что всё являющееся правильным для одних людей, не обязательно правильно для всех остальных. И чем ближе взаимоотношения между людьми, тем интенсивнее они внедряются во внутренний мир друг друга. Правда, это внедрение происходит не в одинаковой степени. Как мы уже однажды говорили, что у одних людей преобладает тенденция быть господином, у других рабом. Конечно, такие тенденции у различных людей выражены не в одинаковой степени, и даже может быть и такой вариант, когда эти тенденции у двух взаимодействующих друг с другом людей очень близки по звучанию друг другу. Рассмотрим здесь хотя бы несколько примеров, взятых из реальной жизни. Супруги пришли в гости к своим знакомым. Через какое-то время они собрались уходить и хозяева подарили им дыню, передав её в руки мужчине, так как дыня довольно увесистый плод. Жена его спрашивает: – а ты сказал спасибо? – Конечно сказал, отвечает муж. Обратите внимание, во внутреннем пространстве этого мужчины он осознаёт себя взрослым человеком, но его умаляют до подростка, что звучит для него в диссонанс с его самовосприятием. Другой пример, необходимо внести определённую сумму в банк для погашения кредита, но женщина считает, что эту сумму следует потратить на приобретение кухонного комбайна. – Но у нас же ещё кредит не выплачен, возражает муж. – тебе, что конфликт со мной нужен? В ответ слышит муж. Но он не хочет конфликта и отступает. В этом примере хорошо видно, кто из этих двух людей претендует на положение господина Дело в том, что во внутреннем мире человека есть те части, которые предназначены для взаимодействия с внешней реальностью, и они так же содержат в себе эталон правильности. И в этих примерах нет ни правых, ни виноватых, потому что у каждого из них свой эталон правильности. Но если у другого человека не желания быть в положении раба, то такого рода отношения он воспринимает как насилие над ним. Люди с внутренней тенденцией быть господином остановятся в своих побуждениях подавлять, подчинять другого человека, показывая ему его ничтожество, несовершенство, когда перестроят внутренний мир другого человека согласно восприятию себя, как господина. Для этого другой человек должен стать послушным ослом, но тогда они начинают презирать его за его мягкотелость и за то, что на него невозможно опереться. когда один человек делает другому замечания или упрекает его в чём-либо, то это всегда делается с позиций более значимого человека и, если другой человек начинает в ответ оправдываться, то цель достигнута – превосходство одного человека над другим подтверждено. Но бывают и более серьёзные случаи. Один из них описано у А. С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке». У рыбака был полностью разрушен его внутренний мир и своё самовосприятие он воспринимал через свою старуху. Фактически, он был превращён в вещь, которая не имеет внутреннего мира с его правильными или неправильными значимостями и своими внутренними законами. Это основная причина, что и избушка покосилась, и корыто разбитое. Человек, у которого разрушен или подавлен внутренний мир, не содержит в себе ни своей собственной ответственности за обстоятельства, в которых он живёт, ни какой-либо инициативы. Он может выполнять только волю своего господина, которого, кстати, он боготворит и которому он бесконечно послушен. Да и как не боготворить, если любая направленная его активность определяется его господином, без которого он себя осознаёт пустым местом. И вариантов отношений – господин – раб может быть очень много. Но вполне возможны варианты, когда человек не согласен с подобной перестройкой своей внутренней структуры. Обычно это несогласие он воспринимает как крайнюю несвободу иногда до состояния удушья. И тогда их отношения могут придти к концу. Хотя, если судить их обстоятельства со стороны, то можно и не найти причин, приведших к распаду отношений. И самое печальное то, что оба они правы своей правотой.

Но всё может быть иначе, если во взаимоотношениях двух людей есть стремление к единству, в котором два человека хотят понять друг друга. И здесь очень важным является умение слушать не только друг друга, но и самого себя. Шри Ауробиндо однажды сказал: «Исследуйте себя беспощадно». «Слушая» другого человека и исследуя самого себя можно обнаружить диссонанс созвучий отношений и вовремя исправить положение. Но ещё лучше, если человек предвидит то, что он собирается сказать или сделать и заранее оценивает как может вследствии его активности измениться ситуация. Другими словами, «слушая», человек должен научиться предвидеть. К сожалению, не каждый человек способен быть достаточно глубоким стратегом. У некоторых людей расстояние между тактикой и стратегией настолько мало, что они осознают то, что они сказали или сделали после того, как слово было сказано, а дело сделано. Но многие люди даже на это не способны, поэтому они во всех проблемах, созданных ими самими винят других людей. И их понять можно, так как оценить свои поступки человек может только тогда, когда он осознает их отстранённо.

Опубликовано