ИЛЛЮЗИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА

Кажется странным, когда, оглядываясь назад из какой-то точки, к которой мы пришли путями жизни, мы видим, что у нас небыло намерения придти в эту точку. Нам кажется, что мы сами делали выбор во множестве случаев, когда перед нами вставал вопрос: куда идти, направо или налево? И вот, мы пришли к определённому этапу нашей жизни, который не кажется нам самым лучшим, хотя в тех предпочтениях и выборах, которыми мы руководствовались на предшествующем участке нашей жизни, мы каждый раз выбирали наилучший, на то время, вариант нашей судьбы. Мы каждый раз предполагали, что будущее будет складываться в соответствии с нашим выбором. Для каждого человека степень значимостей объектов и взаимодействий между ними индивидуальна, и что для одно имеет большую значимость, другой человек может не обратить на это внимание. В соответствии с этим, все люди стремятся к значимостям предпочтительным для них, и, казалось бы, человеческая жизнь должна идти в направлении восходящих значимостей – от хорошего к лучшему, а от лучшего к ещё лучшему, что, в конечном счете, должно бы привести к райской жизни и непрерывному счастью. Но очень часто всё получается наоборот – мы собирались жить в прекрасном дворце жизни, и всё делали для этого, а оказались у разбитого корыта. И когда мы читаем или слышим, что каждый человек – кузнец своего счастья, то, оглянувшись на своё прошлое, приходим к печальным выводам, что те направления, которые мы выбираем как лучшие, таковыми совсем не являются, а наши поступки, которые должны дать положительный для нас результат, приводят к отрицательным обстоятельствам. Это во многом связано с тем, что всему человечеству дана только одна реальность мира, частью которой являются все люди Земли. И стремление к лучшему одних людей, нередко, осуществляется за счёт других, что может радикально изменить результаты реализации предпочтений. Есть ещё множество других причин, которые делают не прямыми пути человеческих намерений. На первый взгляд кажутся случайными и предпочтения, и направления, в которых они реализуются, а в общечеловеческом масштабе, всё это предстаёт как хаос непредсказуемых направлений, в которых устремляется человек, и ещё более непредсказуемый хаос результатов предпочтений.

Таким образом, человеческая жизнь имеет две линии своей судьбы – одна поверхностная, мнимая, на которой человек предполагает, что он кузнец своего счастья, и другая – более глубокая, имеющая цели, не совпадающие с теми, к которым стремится человек. И именно эта, более глубокая линия жизни, как можно предполагать, является основной для человека. Похоже, что на неосознаваемом человеком уровне происходит свой выбор его судьбы и для этого используются те стороны человеческой личности, о которых мы можем догадываться или даже знать, но в то же время не видеть их связи с формированием наших предпочтений в выборе судьбы. Рассмотрим некоторые грани нашей личности, влияющие на наши предпочтения и выбор, который мы делаем, не осознавая его истинной причины.

Когда мы делаем выбор, то, конечно же, опираемся в нём на какое-то внутреннее предпочтение, зависящее от многих психологических причин. Обычно мы не задумываемся о природе предпочтений и осознаём только конечный результат их, который считаем нашим осознанным выбором того или иного направления наших действий или отношений. Практически, мы присваиваем себе тот выбор, который определяют наши предпочтения, при этом совсем не задумываемся об истинном их происхождении. Например, один человек встретившись с врагом, предпочтёт уклониться от борьбы с ним, второй же вступает с ним в борьбу. Что сформировало их предпочтения и решило вопрос выбора? Или, один человек стремится к власти над другим человеком, или даже над другими людьми, в то же время у другого человека может быть и иной выбор, в котором он, чтобы сохранить мир в отношениях, старается вести себя так, чтобы не быть причиной конфликтных отношений, т.е. занимает оборонительную позицию ещё до предполагаемого нападения. Возможно, это нападение никогда и не состоялось бы, но оборонительное поведение человека провоцирует наступательное поведение других людей. И ещё, наступательное поведение других людей иногда провоцирует неопределённость, так как она предполагает какую-то опасность . Мы всегда стремимся к определённости, и общение с другими людьми для нас в значительной степени упрощается, если мы знаем каковы они и психологически, и социально.

Возникновение тех или иных предпочтений может быть обусловлено генетически и это имеет значение не только для каких-то профессиональных предпочтений, но и для типа личности. Например, генетически могут наследоваться предрасположенности к каким-либо психологическим особенностям характера, от различного рода психопатий, до акцентуаций личности, когда психопатологические отклонения выражены слабо; может наследоваться степень выраженности волевых качеств и внутренняя организованность и собранность; может генетически передаваться склонность занимать подчинённое положение в жизни и склонность повелевать, таланты, проявляющиеся в различных сферах человеческой жизни, обязательно в своей основе содержат генетическую к ним предрасположенность. Ну а после рождения человека наступает время, когда все склонности и предрасположенности попадают в условия воспитания, которое особенно эффективно в младшие годы жизни, но и в значительной степени успешно продолжается и в молодые годы и даже в течение всей человеческой жизни. Воспитание может развить какие-то предрасположенности, но оно может и затормозить их. Все эти и ещё многие другие психологические факторы создают для каждого человека мозаику значимостей этого мира и в соответствии с ними определённые предпочтения.

В реальности мира не бывает случайностей и кажущийся хаос человеческих предпочтений и их реализация в любых сферах человеческой жизни, в действительности, хаосом не является. Скрытые от человека неведением пути его жизни, имеют в каждом случае своё предназначение, определяемое Божественным. И те обстоятельства, в которых оказывается человек, являются не только результатом его прошлой жизни, но и намерением Божественного в его бесконечной эволюции сознания. Человек может это осознать, однажды остановившись, выйдя из потока повседневности, и отстранённо посмотреть на события своего прошлого.