На самом деле, говоря о целостности, мы говорим о внутренней опоре, которая определяет цель нашей жизни и её смысл. У различных людей эти опоры различны и даже у одного человека в течение его жизни опоры так же могут меняться. Так, у одних людей опорой может быть какая-то идея, отражающая в себе какие-то значимости этого мира, и человек может посвятить всю свою жизнь реализации этой идеи, например в науке или в общественной деятельности. Есть немало людей, довольствующихся бытовыми опорами, связанными с конкретной физической жизнью в этом мире. Это может быть и его семья, которой он посвящает всего себя. Для другого человека может быть опорой его патриотическая деятельность, для третьего – стремление к богатству и власти. Все человеческие опоры, основанием которых является этот мир значимостей, могут быть разделены на две группы – наиболее низкой в спектре опор является та, опираясь на которую, человек стремится жить для себя и по остаточному принципу для всего остального мира. эта опора очень близка к принципам животной жизни, хотя и в значительной мере очеловечена. Обычно, такие люди опираются в своей активности на идею выгоды, что непосредственно или опосредовано, всегда происходит за счёт кого-то другого. Более высокая опора, хотя основа её так же находится в этом мире значимостей – это жизнь не для себя, а для других, или же ради познания реальности мира на любом его уровне. И высочайшая опора, которая определяет действительное предназначение человека – это внутренняя работа, направленная на совершенствование сознания человека. Именно для этого и существует наш мир значимостей, но знают об этом только те немногие на Земле, души которых уже достигли определённой степени зрелости.
У детей раннего возраста целостность существует благодаря родителям, которые являются их единственной опорой в этом мире. В более позднем возрасте появляется последовательно множество опор, которые меняются по мере того, как человек становится всё более зрелым. Когда же человек осознаёт себя частью этого мира с его множеством возможных опор, каждая из которых в своё время определяла его целостность, то дальнейший поиск его целостности во многом зависит от становления его души.
Истинная душа человека или его Психическое существо, созревая, трансформирует его сознание, открывая в нём более высокие возможности по сравнению с теми, которые нужны для выживания или успешности в этом мире. А так как каждая в человеке открывающаяся или уже открытая возможность, требуют своей реализации, то у человека в таких случаях наступает внутренняя неопределённость, неудовлетворённость тем, что окружает его, и прежними интересами, которые прежде наполняли его жизнь. И это понять можно, так как открывающиеся новые, более высокие возможности уже не могут быть удовлетворены прежними значимостями мира, и человек становится ищущим смысл своей жизни. В нём исчезла полнота жизни, исчезла целостность её, и ничем из того, что он знает в этом мире, он не может компенсировать или хоть как-то приглушить это состояние. Кристина Гроф, в своей книге: «Жажда целостности» говорит о том, что пробуждение в человеке стремления к духовности может привести его в этом мире значимостей, к поиску путей, удовлетворяющих его стремлениям. Но в связи с тем, что традиционные ценности этого мира не могут предложить человеку того, что жаждет его душа, то это, нередко, приводит к различного рода трагическим последствиям, например, человек может стать алкоголиком, наркоманом, а Виктор Франкль в своей книге: «Страдания от бессмысленности жизни» пишет даже о самоубийстве, которым может закончиться неудачный поиск смысла жизни в этом мире.
Но есть такие слова: «Когда ученик готов, учитель приходит». Те состояния, которые возникают у человека при созревании его Божественной души, свидетельствуют о том, что этот человек готов встретиться со своим учителем. И совсем не обязательно, что этим учителем будет человек. Им может быть и книга или где-то услышанная лекция. И, конечно же, в таких случаях каждому человеку хочется знать, что он должен делать. Первое, с чего необходимо в таких случаях – научиться наблюдать различные состояния, которые возникают по любому поводу. Наблюдать, изучая их все качества и место их возникновения. Целью таких наблюдений должно быть получение знаний о качествах состояний, тренировка устойчивости внимания и осознание своей отстранённости от наблюдаемых состояний. Стремиться во всём быть правдивым и лучше умолчать, чем сказать неправду. Мир значимостей, в котором живут все люди, рассматривать как школу, в которой все события далёкие или близкие служат для получения внутреннего опыта. Вся эта работа должна, в конечном счёте, привести к достаточной отстранённости и независимости от влияний внешнего мира и привязанностей к его ценностям. И, кроме того, большое значение имеет чтение духовной литературы, в первую очередь работы Шри Ауробиндо, Матери и Сатпрема, так как это, в совокупности с внутренней работой, будет формировать соответствующее мировоззрение, без чего целостность человеческого существа не может быть устойчивой.