Человек, прикасаясь к знаниям, часто не осознаёт, что любое знание так же бесконечно, как и Вселенная. Если эти знания касаются проявленного мира, то человек, овладевший этим знанием, осознаёт, что оно пронизывает все сферы жизни этого мира значимостей. Например, рассматривая симптомы наркомании, человек приходит к знаниям, что состояние привязанности к какому-либо химическому наркотику и зависимости от него, очень похоже на привязанности к компьютерным играм, к компьютерным формам общения. Исследуя эту особенность человека, мы обнаруживаем, что коллекционеры – это тоже наркоманы, неважно, что они коллекционируют – спичечные этикетки, конверты или кирпичи различных стран и эпох, или что-либо ещё, так же страдают зависимостью от своих увлечений и испытывают абстиненцию, когда условия не позволяют проявляться их страсти. И когда мы говорим о тоске по родине, по другому человеку, который сейчас находится далеко от нас, о предпочтениях, которым мы сохраняем верность через годы и ещё о многом подобном другом, то везде мы находим один и тот же механизм и сходные внутренние состояния. Даже привязанность человека к этому проявленному миру со всеми его идеями, принципами и законами, можно рассматривать как своеобразную форму зависимости, сходную с наркоманией. Но различные люди не одинаково воспринимают реальность мира и всё происходящее в нём. И чаще всего это происходит из-за близорукости их сознания. Давайте, сравним реальность мира с большой панорамной картиной. Некоторые из людей, отстранившись от этой картины на достаточное расстояние, могут видеть её всю, целиком. Эти люди не страдают близорукостью сознания. Но среди людей очень многие способны воспринимать и осознавать только ограниченную часть этой картины.
В действительности, то, что мы называем хорошим зрением, благодаря которому человек видит всю картину реальности в целом или же близорукостью, при которой человек способен ясно видеть только незначительную часть картины жизни, связано с глубиной сознания. Т. е. мы, чтобы воспринимать реальность мира, не отстраняемся, а углубляемся в свои более глубокие, подсознательные уровни сознания. Каждый из нас содержит те уровни сознания, которые одновременно воспринимают не только тотальную реальность нашего проявленного мира, но и всю Вселенную. Обычно люди довольствуются использованием только поверхностной части своего сознания, что считается ими вполне достаточным для своего существования в этом мире. Для того, чтобы проникнуть в более глубокие области сознания, благодаря чему широта видения мира и понимания происходящего в нём, в значительной мере возрастут, необходима спокойная и достаточно длительная фиксация внимания человека на тех смыслах или идеях, о которых он читает или слышит. Такого рода фиксация внимания возможна и в тех случаях, когда человек пытается описать те глубинные переживания или озарения, которые снизошли на него в период духовной практики. Особенностью этих состояний является их бесконечная глубина. Когда человек стремится, как можно более полно описать какие-то свои состояния или озарения, он, естественно, более длительное время задерживается на их осознании. При этом возрастает глубина его погружения в те состояния, через которые проявляются соответствующие им знания. Это можно сравнить с проявление изображения на фотобумаге при фотопечати.
Таким образом, ум, пытаясь описать внутренние переживания или состояния, имеющие прямое отношение к влияниям, идущим из сердца, устанавливает связи с источником этих переживаний. И чем более точно и глубоко будут описываться эти состояния, тем глубже будет человек погружаться в подсознательные области своего существа.
Кстати, о подсознательных, и даже несознательных областях человеческого существа. Обычно, люди предполагают, а иногда даже уверенны в этом, что всё, что ниже сознания, неясно, не вполне оформлено или структурировано. Всевозможные подобные предположения в действительности не имеют под собой реальной основы. Подсознание – это не только то, что находится ниже сознания, но и то, что выше его. То же самое мы можем говорить и о бессознательном. Можно представить бесконечное поле сознания Божественной вселенной, содержащее в себе неисчислимое множества миров или планов сознания, в малой части которых, человек осознаёт только незначительную часть, на которую падает свет его сознания. Это можно сравнить со всеволновым приёмником, принимающим только одну какую-то частоту.
Мы уже с вами говорили о том, что внешний, воспринимаемый человеком проявленный мир – это только видимые волны на поверхности бесконечного океана сознания. Здесь к этому следует добавить, что каждая из волн, какой бы она ни была, под собой имеет океан, породивший её. И через любую волну человеческое направленное сознание может проникнуть в его глубины. Бесконечный океан сознания, волны которого сравнивались нами с объектами проявленного мира, имеет ещё одну особенность – частота, на которой вибрирует волна и частота океана, породившего её – одинаковы. Другими словами, океан сознания Вселенной можно представить себе состоящим из смеси спектра субстанций, каждая из которых вибрирует со своей частотой. Тогда внешние объекты – это формы, в которых эта субстанция проявлена. Следовательно, вещи, которые окружают нас, имеют ту частоту вибраций сознания, которая соответствует субстанции, составляющей их основу. Зная это, мы не можем относиться безразлично к тому, что нас окружает в наших жилищах – к содержанию книг, которое так же является своеобразной формой каких-либо идей или принципов, к музыке, которую мы слушаем и к фильмам, которые нам демонстрирует телевидение. Всё это формы, отражающие различные частоты субстанции сознания бесконечного океана Вселенной. Для людей, избравших внутренний путь, это может служить средством их внутренней работы.
С одной стороны – различные состояния, стремления или побуждения обязательно имеют созвучные им формы во внешнем проявленном мире. Здесь необходимо ещё раз сказать, что формы имеют не только какие-то материальные объекты, но и всё, что имеет какие-то пределы и конкретное содержание. Поэтому можно говорить о форме какого-то произведения, какой-то идеи, каких-то догм или же какой-то определённой информации. В этом проявленном мире всё существует в каких-то формах, и позади этих форм обязательно присутствует субстанция сознания, созвучная этим формам. Можно на это посмотреть и с обратной стороны – субстанция сознания проявляется в нашем материальном мире в виде созвучных ей форм. И если человек привязан к каким-то формам, то через них он привязан к определённому уровню вибраций субстанции сознания. Но это только статика форм и субстанции сознания созвучной этим формам. Все события в нашем земном мире, и в каких угодно других мирах, и любые действия или взаимоотношения с реальностью мира, или даже поток мыслей или образов – это всё динамика форм и бесформенной субстанции сознания, созвучной этим формам. Поэтому, всё, что мы говорим или делаем, все, что мы думаем или же наблюдаем во внешнем мире, любые желания или стремления и любые эмоциональные состояния, заставляющие нас менять отношение к окружающей реальности или же определённым образом взаимодействовать с ней – это отражённая в формах динамика субстанции сознания. В нашем проявленном мире невозможно отделить форму от субстанции сознания, соответствующей этой форме. Они всегда одновременны в динамике, но при этом, для одних людей основной опорой в любых процессах является формы, а для других – различные внутренние состояния сознания, адекватные формам. Следовательно, человек, взаимодействуя с объектами внешнего мира или формами, одновременно, часто не осознавая, взаимодействует и с адекватным этим формам сознанием. В тех случаях, когда направленность его взаимодействий с определёнными формами проявленного мира постоянна и достаточно интенсивна, возникает связь сознания человека, его ума и его витала с сознанием находящимся позади форм. В связи с тем, что сознание позади любых форм, являются ли они живыми организмами или неживыми объектами, бесконечно, то при взаимодействии ограниченного сознания человека с какими-либо частями спектра сознания Вселенной, обязательно будет происходить соответствующая трансформация сознания человека. А так как, все, в конечном счете, является сознанием, потому что оно присуще всем проявлениям энергии, то и человеческий ум, витал и физическое тело, состоящее из атомов, представляющих опять-таки энергию, постепенно так же будут трансформированы.
Итак, любые формы взаимодействия человека с реальностью мира, будут ли это его мысли, слова, желания и различного рода стремления, или какие-то физические взаимодействия с окружающей его реальностью, в той или иной степени трансформируют человека.