КОГДА ЧЕЛОВЕК СОЗВУЧЕН МИРУ

Обстоятельства для нас естественны, когда мы созвучными с ними, в результате наше взаимодействие, с этими обстоятельствами, становятся адекватными, и мы не выделяемся из общего звучания реальности. Но это только общие слова, действительность же значительно сложнее. Говорят, что о «вкусах не спорят». Конечно же, здесь речь не идёт только о восприятия вкуса пищи, но вообще о восприятии мира, который каждым человеком воспринимается по-своему. Вспомните произведение Волкова – «Волшебник изумрудного города», в котором все жители видели свой город украшенным изумрудами. В действительности, эту иллюзию создавали очки с зелёными стёклами, которые обязан был носить каждый житель города. В результате обычные стеклянные украшения выглядели изумрудными. Можно сказать, что людям этого города была навязана определённая оценка значимости той реальности, которая их окружала.

Современный мир звучит одновременно множеством октав значимостей, в которых каждый человек, в зависимости от структуры его личности, воспринимает только какую-то свою ноту или даже только часть какой-то ноты. И мир понятен ему только в том звучании, которое он способен воспринимать. Другими словами, каждый объект или даже комплекс объектов для различных людей имеют различные значимости. То же касается и различных идей и динамики взаимоотношений между объектами этого мира – различные люди имеют на всё это свою точку зрения и всему, что окружает их, дают свою оценку, и, конечно же, взаимодействуют с миром в соответствии со своим видением его.

Если бы какому-то человеку дана была возможность воспринимать окружающий его мир одновременно во всех значимостях, то он бы осознал не оркестр, исполняющий какую-либо мелодию, но какую-то, возможно, угрожающую по направленности какофонию. Можно дать этому миру и другое сравнение, в котором реальность мира представлена полотном, покрытом множеством цветных точек. Каждый из людей видит преимущественно только тот цвет, который свойственен его мировоззрению и его психологическим особенностям. Все остальные цвета он воспринимает как слабо окрашенные и, поэтому, незначимые точки серого цвета. И тогда одна и та же реальность для различных людей будет окрашена в различные цвета. Отсюда, даже единомыслие единомышленников всегда относительно.

И кажется, что человечество обречено на непонимание друг друга. Но если бы всё было действительно только так, то невозможным было бы ни воспитание человека, ни его образование, и небыло бы у человека ни стремления к познанию мира, ни к познанию самого себя на внутреннем пути. Люди были бы подобны роботам, активность которых определялась бы заложенными в каждом из них соответствующей индивидуальной программы. Следовательно, индивидуальное восприятие реальности мира – это только первоначальная основа личности человека, можно сказать, исходный индивидуальный набор особенностей личности, степень выраженности которых при помощи воспитания может быть изменена. Действительно, чтобы развить в человеке какое-либо качество, необходимо, чтобы оно присутствовало в нём изначально хоть в какой-то степени. И каждое звучание внешней реальности, даже если оно представлено в минимальной степени, обязательно отзывается на внешние влияния, даже если человек этого не осознаёт.

Всё зависит от порогов восприятия человека. Если внешнее влияние ниже порога восприятия, то человек не осознаёт его. Но при повторных достаточно частых влияниях, происходит своеобразная раскачка тех качеств, которые прежде присутствовали в человеке в минимальной степени, и человек начинает вначале обращать внимание на то, что прежде не замечал и если внешние влияния продолжаются, то у человека пробуждается интерес к источникам этих влияний. Появление у человека интереса, свидетельствует о начавшейся трансформации некоторых психологических качеств, адекватных этим влияниям. В дальнейшем, в связи с тем, что трансформация определённых качеств зашла слишком далеко, у человека появляется жажда вновь и вновь испытывать эти влияния. И это становится зависимостью, которая постепенно, доминируя над всеми остальными влияниями, может стать единственной важной потребностью человека, эмоциональным смыслом его жизни. В соответствии с доминирующим интересом человека меняются и его отношения с реальностью мира, в котором для него предпочтительным является только то, что соответствует его интересу и изменившемуся, соответственно, мировоззрению.

Есть такое выражение: «Миром правят идеи», и это действительно так, потому что идеи, повторяемые в словах, чувственных образах фильмов или рекламы, в примерах конкретной жизни, окружающей человека, в конечном счете, трансформируют сознание человека. Обычно люди не замечают произошедшие с ними изменения, потому что они накапливались незаметно, исподволь, но со временем, при воспоминании своего прошлого, человек может осознать, что многое, что сегодня для него кажется естественным, прежде было неприемлемым. Таким образом, внешние влияния изменили человека. Но, в человеке всё взаимосвязано, поэтому изменения в какой-то одной сфере обязательно ведёт к изменениям во всей человеческой личности.

Для человека, идущего духовным путём, мир – это школа, а события в мире – это уроки, которые даёт человеку Божественный. Поэтому, нет для него в этом мире ничего, что не имело бы определённого смысла и не имело духовной направленности. Но всё это верно только для духовного искателя. К обывателю мир поворачивается той реальностью, которая созвучна его ожиданиям и ведёт его к тому будущему, которое он создаёт сегодня. У каждого человека своя внутренняя вселенная и внешний мир со временем, повернётся к нему созвучной ему стороной. И тогда можно подумать, что если человек в своей душе раб, то весь мир повернётся к нему своей рабской стороной. Напротив, в этом случае мир повернётся к нему стороной господина, потому что раб и господин в сумме равны нулю, который является символом равновесия между противоположностями.