НЕОБХОДИМОСТЬ УЕДИНЕНИЯ

Для того, чтобы работа была сделана необходимо уединение работника и объекта работы. В этом уединении их объединяет в одно целое процесс работы или процесс взаимодействия. И так во всём – от самого мелкого, до самого великого – например, от беседы двух людей до уединения с Божественным. Любая работа может быть выполнена, когда работник и объект работы уединились друг с другом, и между ними возник процесс «общения» или взаимодействия, при котором происходят изменения, как работника, так и того объекта, с которым он уединился. Я не говорю о единстве между ними, потому что субъект остаётся отделённым от объекта, что позволяет человеку-субъекту осознавать процесс взаимодействия с объектом и познавать его. При полном единстве исчезают как объект, так и субъект, при этом нет ни познающего, ни познаваемого, но растворение одного в другом. И тогда мы можем говорить, что океан растворился в капле, так же как капля воды растворилась в океане. При уединении сохраняется индивидуальность, но при этом происходит трансформация этой индивидуальности. Если говорить о человеке, то трансформация, при достаточно длительном и интенсивном уединении, будет тотальной, включая его физическое тело.

Как правило, человек при любых взаимодействиях с реальностью, чрезвычайно редко бывает в состоянии полного уединения с объектом взаимодействия. Обычно поток взаимоотношений человека с объектом прерывистый, что связано с постоянными его отвлечениями от взаимоотношений с объектом. В таких случаях эффективность такого взаимодействия низкая и субъект, т. е. человек, обычно не меняется, и остаётся таким, каким был прежде. Правда, при этом у человека постепенно вырабатывается привычка отвлекаться на всякие мелочи. Практически, весь период внутренней работы человека на духовном пути, связанный с его стремлениями освободиться от влияний внешнего мира, сопровождается одновременно усилиями сделать своё внимание, концентрированное на внутренних состояниях непрерывным, и это становится возможным только тогда, когда он войдёт в состояние «здесь и сейчас».

В состояние «здесь и сейчас» невозможно войти при помощи ума и внешнего внимания, которое он использует при сканировании реальности мира. Амплитуда колебания внешнего внимания не позволяет ему войти в точку «здесь и сейчас», так же как трясущаяся рука неспособна попасть кончиком нитки в игольное ушко. Внешнее внимание имеет свой спектр амплитуды и задачей духовного искателя является сдвинуть внешнее внимание в сторону наименьшей амплитуды, которое осознаётся человеком как состояние неподвижности. Правда, это неподвижное внимание человеку приходится удерживать силой воли, так как оно неустойчиво и стремится к другому краю спектра внимания, которому соответствует более высокая амплитуда колебаний. Это связано с тем, что наивысшая вербальная активность ума в тех частях его спектра, амплитуда которых наиболее высокая. Удерживая внимание с помощью волевых усилий в низкоамплитудной части спектра, осознаваемую человеком, как состояние неподвижности внимания, в котором отсутствует активность ума, человек одновременно воспринимает эту же самую реальность, при помощи внимания внутреннего. Отличие внутреннего внимания от внешнего состоит в том, что оно не только одновременно охватывает пространство, на которое оно направлено, но главная его особенность состоит в том, что оно проникает вглубь смысла реальности, воспринимаемой им. Это связано с тем, что внутреннее внимание по своей природе не принадлежит внешней проявленной реальности, оно направлено не на формы, а на их содержание. Поэтому, используя внешнее внимание, человек получает информацию, которая далеко не всегда соответствует содержанию, в то же время внутреннее внимание соприкасается непосредственно со знаниями. И к этому следует добавить, что внешнее внимание в значительной степени находится под влиянием ментала, активность которого препятствует получению знаний, подменяя их информацией. Следует обратить внимание на степень активности ментала, которая является показателем состояния возбуждения всего человеческого существа. Отсюда понятна необходимость успокоения ума, без чего невозможно реализовать рекомендации Шри Ауробиндо – жить изнутри. Но в любом случае, если человек в своей внутренней работе подошёл к такому пределу, когда он автоматически осознаёт внутреннее присутствие «Свидетеля», как некую контролирующую часть, содержащую в себе эталон правильности или истинности всего, что воспринимается человеком, при его взаимоотношениях с реальностью мира, то этого может быть достаточно для успешной внутренней работы. В таком случае активность ментала резко падает, и человек без особого труда в своей активности, использует не только внешнее внимание, но и одновременно внимание внутреннее, получая одновременно и информацию, и знания.

Но вернёмся к необходимости уединения. Из всего, что было здесь сказано, можно сделать следующие выводы: уединение становится возможным, когда внутреннее внимание начинает преобладать над внешним. Это совсем не означает, что уединение достижимо только теми, кто идёт духовным путём. Внутреннее и внешнее внимание одновременно активны и у тех людей, которых мы называем обывателями, и интересы которых сосредоточены на значимостях проявленного мира, и у тех, которые идут внутренним путём. Всё дело в пропорциях внешнего и внутреннего внимания – если для обывателя внешнее внимание имеет преимущественное значение, то для человека, идущего духовным путём, предпочтительным является внимание внутреннее. Человек может войти в состояние «здесь и сейчас» только тогда, когда полностью переключится на внутреннее внимание. Зная всё это, можно понять, что уединение возможно только тогда, когда преобладает внутреннее внимание над внешним, и что оно не обязательно должно быть связано с уходом из внешнего мира, физическим отделение от него или в своей келье или же в какой-то пещере.

Уединение возможно и при жизни в реальности внешнего мира с его проблемами и его ложью. При этом, человек может иметь семью и трудиться на производстве, чтобы содержать себя и семью. Но при этом жизнь человека радикально меняется. Он может расстаться с прежними единомышленниками и друзьями, многое, что интересно для обывателя, станет для него безразличным. Но всё это не говорит о том, что жизнь человека, идущего духовным путём, станет менее яркой, разнообразной и интересной – она станет другой. И при таком уединении человек уединяется с Божественным, и живя «изнутри», опирается на своё сердце.