Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПРОЯВЛЕНИЯ ВЛАСТИ

Петр Зорин

В предыдущей статье мы говорили о том, что стремление к власти – это извращённое стремление к совершенству, которое должно привести человека к единству с Божественным и приобретении целостности своего существа. Человек чаще всего имеет рабскую психологию, потому что на пути поиска своей внутренней целостности оказывается в ловушках иллюзий низшей природы, которая вводит его в заблуждение своими соблазнами, обещающими привести его к целостности при помощи всевозможных внешних значимостей. Человеку кажется, что если он социально поднимется над тем социальным статусом, в котором он был во многом зависим и от людей, стоящих выше его на социальной лестнице, и от законов, ограничивающих его свободу, тем он будет более свободен. И такого человека понять можно, так как чтобы не иметь над собой господина, надо самому стать господином. Но всё дело в том, что в современном мире над каждым господином существует ещё множество других повелителей, от которых ещё никому и никогда полностью освободиться не удавалось. Тем более, что часто возникают ситуации, когда кто-то находящийся внизу, при благоприятных обстоятельствах, стремится порулить теми, кто официально является их начальниками. Интересно! Во что превратилось в этом мире значимостей, стремление к совершенству сознания.

Есть ещё одна очень важная особенность на пути стремления к совершенству и единству с Божественным. Если люди искренни в этом стремлении, то со временем, стремясь к единству с Божественным, они становятся едиными между собой, и в то же время на путях к совершенству они достигают не только глубокой гармонии взаимоотношений, но их восприимчивость становится на столько высокой, что они начинают воспринимать состояния и желания других людей, особенно близких, без слов. Но в этом мире значимостей стремление к совершенству, превращается в стремление к значимости и в этом стремлении не существует насыщения, а стремления к единству формируют позиции раба и господина, когда между людьми возникают непреодолимые противоречия, а дистанция отношений делает людей чужими друг другу.

Стремление к власти в нашем мире значимостей может быть основано на двух основных принципах, взаимно исключающих друг друга. Это принцип служения и принцип господства. Если рассматривать эти два принципа с внешней стороны, то можно подумать, что между ними нет чёткой границы, хотя между ними есть радикальное отличие. Эти отличия связаны с тем, что принцип служения основан на сердце, а принцип господства опирается на человеческий ум. И когда Сатана соблазнял Иисуса Христа властью, то его власть опиралась ну ум, который создаёт формы идей, принципов, значимостей. Создав подобный мир, он уселся на его вершине и объявил себя богом. Здесь невольно вспоминается эпизод, когда змей соблазнил Еву, а через неё и Адама, и они съели плод «познания добра и зла». После чего для них исчезло единство мира, который разделился на субъективные противоположности. И это привело к появлению лжи. И первой ложью была зависть к брату своему, а затем и убийство Каином Авеля. Но обратите внимание, источником лжи был Дьявол, носителем его идей – Ева. И не кажется ли странным, почему принадлежность к еврейскому народу определяется по материнской линии. И ещё несколько слов о противоположностях. Эпизод соблазнения Евы плодом с древа добра и зла – это эпизод ментализации человека. Прежде он опирался в своих взаимоотношениях с реальностью мира на своё сердце. И эта позиция определяла единство всего сущего на Земле, в котором нет противоположностей и, соответственно, добра и зла. Всё сущее имело единую направленность – восхождение сознания, а идеи добра и зла, которые в дальнейшем разделили мир на две части, прежде воспринимались как силы, необходимые для внутренней работы, на путях к совершенству сознания.

Таким образом, ум в этом мифологическом сюжете предстаёт, как инструмент Дьявола, создающий всевозможные формы идей, принципов, способов. И на смену истинного единства на Земле пришла эра разделения, которая имеет свои принципы единства, основанные на владычестве одних над другими. «Мне дана власть над этим миром, и кому хочу, тому и даю её». Основой позиции человечества по отношению к реальности мира, стал разделяющий ум, который реальность мира препарировал на бесчисленное множество частей, каждой из них дал субъективную оценку и затем вновь стал складывать из них понятные для него формы. Но в результате такого синтеза получилось нечто, непохожее на первоначальную реальность. Если прежде мир был как одно целое, как единый живой организм, то после ментального разделения его, и придание его качествам индивидуальные значимости, он потерял своё единство и все его части, прежде принадлежавшие единому живому телу, потеряли объединяющую их в одно целое, душу. Можно сказать, что на Земле умер Моцарт и восторжествовал Сальери, пытавшийся алгеброй измерить гармонию. Земля превратилась в огромное поле шахматных игроков, каждый из которых старался переиграть соперничающего с ним шахматиста. И при этом, ради достижения преобладания над своим партнёром и даже близким человеком, стали использоваться любые средства насилия. Здесь под насилием понимаются не только какие-то физические воздействия, но и витальные и ментальные. Самое главное в этих взаимоотношениях – это преобладание над другим человеком, или другими людьми, или даже целыми странами.

В стремлении к власти используются два основных принципа. Первый из них, наиболее часто применяемый для повышения своей значимости, стремится к тому, чтобы разрушить или хотя бы извратить, унизить значимость того, над кем должна проявиться власть, сделать его виноватым. И для этого все средства хороши: если речь идёт о народе, то можно извратить его историю, сделать её короткой и пошлой, в которой правители глупые и жестокие, а народ тупой, ленивый и подверженный всевозможным порокам. Сделать виноватым, это, значит, сделать слабым, с какой-то стороны незащищённым, дефектным. В личных отношениях между людьми виноватость достигается всевозможными замечаниями относительно другого человека. При этом очень важно заставить его оправдываться, даже если эти попытки оправдаться выглядят, как объяснение ситуации. Для людей и даже целых стран, если они считают себя слабыми относительно своего господина или гегемона, могут применяться и физические влияния. Очень важно опустить подвластного, давая ему уничтожающие характеристики, и делать всё, чтобы он постоянно чувствовал свою зависимость от господина. При этом не имеет значения способ, который для этого используется. Вспомним басню И. А. Крылова: «Волк и ягнёнок». Вначале волк сделал свою жертву виноватой и заставил её оправдываться… ну а потом: «…ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»

Почему мы вновь и вновь возвращаемся к теме зависимости, господина и раба? Потому что мы должны понимать, что взаимоотношения в этом мире значимостей преимущественно основаны на принципе: «кто в доме хозяин» и каждый человек, и каждый народ, и даже каждая страна должны занимать ту ячейку в социальной иерархии, которую они заслуживают. Мы должны знать, что внутренний путь – это путь к полной свободе и должны внимательно отнестись к тому месту, которое мы занимаем в отношениях с другими людьми. Конечно, здесь могут быть определённые трудности, так как если мы слишком долго занимали какое-то социальное отведённое для нас место, то мы привыкаем к нему. И оно становится для нас естественным, и мы перестаём замечать свою зависимость и несвободу. Но в этом случае для нас не определена стартовая линия – действительно, как мы можем идти в направлении свободы, если мы и так свободны.

 

Опубликовано