(рабство и свобода)
Чаще всего, ни господин, ни раб не знают, что они рабы. Всё зависит от того, что мы понимаем под рабом и господином. Обычно принято считать рабом подневольного человека, зависимого от своего господина, который является его собственником, но этот социальный статус человека, может не соответствовать внутреннему психологическому его состоянию.
Человек ведёт себя не одинаково, имеет ли он внешнюю или внутреннюю зависимость. Внешняя зависимость может быть только оболочкой, формой, которая может внутри себя скрывать состояние господина и даже состояние свободы. Спартак никогда бы не поднял восстание рабов, если бы внутри он был раб. Юго-восток Украины не поднялся бы, если бы, люди были тотально рабами, рабами внутренне. Но, тем не менее, все мы в чём-то рабы, нет среди нас совершенно независимых людей. Одни являются рабами своих привычек, другие – рабами своих идей, которые являются совсем не своими, третьи – зависимы от своих страстей, чувств и влечений, четвёртые – от своих удобств, от своих богатств, своей власти и от своих господ. Независимых людей в мире не так уж много, и что важно, они все имеют опорой своё сердце. Ум и витал – инструменты низшей природы, привязывающие человека к внешнему миру значимостей. значимости – это не только материальные ценности, но это и идеи, и принципы, и всевозможные системы и ещё многое другое. Рабами делают людей значимости внешнего мира. В действительности, любые объекты внешнего мира какой бы природы они ни были, сами по себе не имеют никакой значимости. Для реальности мира строительный кирпич и брусок золота одинаково не значимы. Значимость им придает человек. Это он носит в себе оценки всему, что окружает его. Поэтому, значимости следует рассматривать как виртуальные величины. Можно сказать, что люди договорились, или людям внушили, что различные объекты внешней реальности имеют определённую значимость. Договорились они и об эталоне или мере всех значимостей, которыми стали деньги. Действительно, чёрный квадрат Малевича без человека был бы так же значим, как любой природный объект, например, обычный булыжник или не пригодный для употребления лист чёрной бумаги. А деньги без человека были бы просто мусором. Знания человека, что внешние вещи или идеи или что угодно ещё, имеют определённую ценность – ложные знания, потому что всё в этом мире относительно. Например, для голодного человека важнее всего пища, а не миллиард долларов или евро, а для умирающего от жажды человека вода значимее, чем все богатства мира.
Итак, без человека все значимости мира принимают своё истинное значение, а те объекты, которые изготовлены человеком, для любых форм жизни на Земле, не имеют никакой важности. Следовательно, взаимодействия человека с реальностью мира не является естественным, так как оно в своей основе имеет иллюзорную значимость. Это имеет отношение и к самому человеку, потому что его отношение и к самому себе, и к другим людям, и ко всему сущему в мироздании так же иллюзорно, так как человек не знает предназначение жизни в этом мире. Человек может правильно воспринимать при помощи органов чувств какие-либо объекты внешнего мира, но взаимодействие с этими объектами будут иллюзорными, так как он в подавляющем большинстве случаев, не знает истинного предназначения этих объектов. Вспомним эпизод с королевской печатью в произведении Марка Твена: «Принц и нищий». Даже те вещи, которые человек создаёт сам, он не знает их истинного предназначения. Он думает, что они создают для него определенные удобства, а на самом деле, пользование ими приводит к изменениям его внутренней психологической структуре и изменению сознания, что намного более важно, чем те удобства, которые они создают. И, кроме того, изделия человеческих рук создают материальную оболочку или форму, содержащую в себе всевозможные человеческие иллюзии, и в первую очередь иллюзии собственного могущества и свободы.
Реальные и адекватные взаимодействия с любыми материальными и нематериальными объектами внешнего и внутреннего мира возможны только при взаимодействии с их сутью, содержащей в себе их предназначение. Например, есть вещи, которые воспитывают в человеке его волю, это может быть езда на автомобиле, когда человек должен держать себя собранным и не позволять сложной дорожной обстановке выводить себя из состояния равновесия. И это может быть утренняя зарядка, которая в большей степени имеет отношение к поддержанию воли в определённом тонусе, чем к пробуждению тела от ночного сна. А, например, взаимоотношения между людьми, в большей степени направлены на создание внутренней гармонии через её осознание, а внешний результат отношений – это только показатель степени гармоничности отношений. Таким образом, значимости могут быть внешними и внутренними, и хотя обе стороны имеют свою ценность, но внутренняя сторона более важна, так как всё происходящее с человеком и вокруг человека имеет одно, основное предназначение – рост его сознания.
Отсюда, все значимости проявленного мира можно разделить на центробежные и центростремительные. Центробежная устремленность всегда внутренняя, так как она направлена на единство со всем сущим в этом мире. В то же время центростремительные значимости направлены на собирание значимостей под крышей эго, за счёт чего оно может в значительной степени подрасти, и увеличить свою собственную значимость. Рассматривая с этих позиций взаимоотношения раба и господина, мы находим, что люди, претендующие на положение господина – это центростремительный тип, привлекающий к себе тех людей или те обстоятельства, которые могут повысить их значимость. Способов, при помощи которых это делается, может быть множество, но всегда, приобретая более высокую значимость, люди стремятся увеличить её ещё больше, постепенно отбирая у подвластных им людей, имевшиеся у них свободы, то в одной, то в другой части. Очень часто подвластные люди не замечают, что они постепенно теряют свою способность самостоятельно решать какие-либо проблемы, потому что процесс их обезволивания происходит медленно и для них незаметно.
Во всём этом интересным является то, что люди стоящие на позициях центробежной значимости, опорой которых является их сердце, оказавшись под влиянием людей, пытающихся ими управлять, не становятся рабами, так как любые обстоятельства и влияния используют для своего внутреннего совершенства. И в то же время люди с предрасположенностью быть господами, при осознании истинного значения всех значимостей этого мира, постепенно трансформируются и сменяют позицию ума, характерную для такого типа людей, на позицию сердца. Но это так же происходит постепенно, и нет никакой речи при этом о выборе центробежных или центростремительных способов бытия, потому что медленные изменения почти всегда людьми не осознаются. Свободным человек может стать только тогда, когда становится на внутренний путь и использует истинную значимость внешней реальности, а не её внешнюю форму. Истинная свобода осознаётся как независимость не только от различного рода привычек, но и от всевозможных привлекательностей внешнего мира, когда человек начинает относиться к ним спокойно и пользуется ими только тогда, когда в этом у него появляется реальная необходимость. свободный человек приближается в своих потребностях к аскету, но не становится им, потому что сама по себе идея аскетизма так же может захватить человека и этим самым сделать его несвободным. Свободный человек берёт от мира только то, что для него минимально необходимо и без чего он может опуститься до аскетизма, что для свободного человека не желательно. У свободного человека нет целей во внешнем мире, которые могли бы быть для него смыслом жизни, потому что для него единственной ценностью в его жизни является его путь самосовершенствования. свободный человек не может быть ни рабом, ни господином, потому что каждый из них привязан к своему рабству. Свободный человек не стремится к власти, которая под маской иллюзии свободы скрывает наихудшее рабство.