Каузальный план реальности низшей сферы миров делиться на пять уровней, которые в индийской духовной традиции имеют свою символику. Наиболее высокий и тонкий уровень – это эфир или акаша, затем следует огонь, следующим является – воздух, потом – вода, и последним, самым низким уровнем является земля. Каузальному плану реальности открыты все формы жизни и все уровни сознания от простейшего физического, до высочайшего духовного, и таким образом связаны в единую реальность жизни на Земле. Между уровнями каузальной реальности не существует чётких границ, и они как бы частично перекрывают друг друга. Каждая из форм жизни входит или подсоединена преимущественно к какому-то одному уровню реальности каузального плана, благодаря чему их способ бытия обеспечивается этим уровнем, активизирующим их программы жизни. Человек так же присоединён к каузальному плану преимущественно к какому-то одному уровню в зависимости от высоты своего сознания. Среди людей есть немало таких, которые открыты преимущественно уровню «земля», хотя какие-то его части, возможно, открыты и более высоким уровням. Есть и такие, которые в основном открыты самому высшему уровню каузального плана, и в то же время другие их части могут принадлежать более низким уровням этого плана. В свою очередь каузальный план и план земли, и другие планы низшей сферы миров, созданы и находятся под постоянным влиянием супраментальных планов реальности мироздания.
Благодаря тому, что уровни каузального плана постепенно переходят друг в друга, для человека создаётся возможность подниматься по этим уровням, как по ступеням сознания, а затем и превосходить их, так как более высокие планы сознания содержат в себе тот же самый принцип. Предположим, человек осознаёт в себе состояние глубокого покоя, что воспринимается им, как субстанция пронизывающая все части его существа. Это ведёт к тому, что все его взаимоотношения с реальностью мира начинают определяться этим уровнем. Его движения, его речь, темы его разговоров, его интересы во внешнем мире и способы взаимодействия с миром – всё подчинено этому уровню сознания. И в это время человек может осознать, что в нём присутствует ещё более глубокий покой. И если он сосредоточит своё внимание на этом более глубоком покое, то некоторое время спустя этот, более глубокий покой, охватит всё его существо и, соответственно изменит его взаимоотношения с реальностью мира. То же самое происходит и при восприятии человеком низких уровней каузального плана, вибрации которого, захватывая сознание человека и всего его существа, опускают его до уровня животного и даже ещё ниже.
Для человека, избравшего духовный путь, всё выглядит просто и кажется вполне доступным. Но, в действительности, всё не так просто, потому что человеком управляет низшая природа и одним из средств, при помощи которых она им управляет, является внешний материальный мир, полный всевозможных значимостей. Человек привязан к этому материальному миру и находится под его постоянными влияниями, соблазнами и привлекательными ловушками. Правда, ловушки могут быть и негативными, такими как страх, уныние, чувство мести, зависти, ревности и ещё множества других негативных состояний, которые не менее прочно привязывают человека не к самой лучшей стороне этого материального мира. И для того, чтобы человек мог удерживать своё внимание на высшем уровне каузального плана реальности, а затем и более высоких планов сознания, необходимо освободиться от зависимостей, навязываемых человеку низшей природой. Это одна из очень важных задач, которую человек решает, встав на внутренний путь. Зависимости от низшей природы подобны балласту, притягивающему человека к низшим уровням сознания. Наблюдая за ответными внутренними реакциями на различные влияния внешнего мира, человек одновременно решает ещё одну важную задачу – он, этим самым, формирует в своём сознании «Свидетеля», осознающего различные внутренние состояния. При постоянном наблюдении внутренних реакций «Свидетель» постепенно становится всё более восприимчивым и бдительным, и, расширяясь, подчиняет своей работе всё сознание человека. Кроме того, «Свидетель» является посредником между Истинным «Я» человека и внешней частью человеческого существа – его менталом, виталом и физическим умом. И ещё, что очень важно, «Свидетель» способен воспринимать нисходящие влияния высоких планов сознания, так как его собственные вибрации имеют высокую частоту. Это связано с тем, что он все состояния, переживаемые человеком, воспринимает сверху, благодаря чему остаётся недоступным для низких влияний различных эмоциональных состояний.
Эта работа требует от человека постоянства в его внутренней направленной работе, осознанное наблюдение и изучение своих внутренних состояний и отвержение любой их попытки реализовать себя во внешней реальности. Но, обычно, при исследовании качеств и намерения этих состояний они теряют свою силу и очень часто на этом их активность завершается.