Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ФРАГМЕНТИРОВАННОМ УМЕ

--

Человека можно сравнить с автомобилем, в салоне которого находится его хозяин, пользующийся своей собственностью по своему усмотрению. Но вот однажды одна из деталей вышла из строя, и автомобиль стал в чём-то неполноценным. И не обязательно, чтобы эта деталь сломалась, по каким-то причинам она перестала взаимодействовать с остальными деталями и автомобиль стал инвалидом, нуждающемся в лечении. Как в автомобиле есть свои системы, без связи с которыми автомобиль никуда не поедет, так и в человеке есть свои системы без связи с которыми личность человека не может быть полноценной. Правда, в человеке это менее заметно, так как в нём существует несколько уровней компенсации и контроля, но это происходит за счёт остальных частей человеческой личности. У человека при патологии в одной из субличностей исчезает созвучие со всеми остальными субличностями. Это можно сравнить с оркестром, в котором один из исполнителей, не воспринимая общей мелодии и гармонии в её исполнении, начинает играть её на свой лад. Но определённые направленные внешние влияния могут заразить и другие субличности, какой-то идеей или способом взаимоотношения с реальностью мира, что приведёт к полному изменению личности человека. Здесь мы говорим о личности человека – инвалида информационной войны, охватившей современное человечество.  

Так как все части человека функционируют, как одно целое и зависимы друг от друга, то любые изменения одной из субличностей всегда вызывает изменения всех остальных. Рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих значение связей между различными структурами личности. Человек просыпается после ночного сна и первое, что происходит со структурой его личности – это восстановление связей между отдельными элементами отражённой в нёсм реальности ближайшего его окружения, например, его комнаты или квартиры. Все детали его квартиры существуют в его памяти в виде копии этой реальности. В этой копии отражены и расстояния между элементами квартиры и предназначения этих элементов и его личное отношение к реальности. Всё это содержимое отражено в человеке, как одно целое знание, благодаря чему, человек может ориентироваться в своей собственной квартире даже с закрытыми глазами. Мы об этом можем сказать, что человек помнит, где и что находится в пространстве его квартиры. В этом примере множество элементов квартиры предстаёт как одно целое только потому, что в человеческой памяти объекты внешнего мира связаны между собой энергетическими связями. Можно представить себе, что произойдёт с человеком, если все эти связи вдруг исчезнут из-за недостатка энергии. Человек при этом будет полностью дезориентирован в своей собственной квартире. Но положение может быть ещё хуже, когда дезинтеграция идёт ещё глубже и человек перестаёт узнавать самого себя, части своего тела и, конечно же, он не узнаёт ни своих близких, ни предназначение тех предметов, с которыми приходит в соприкосновение. Но вернёмся к нормальному восприятию человека, который оказался на улице, например, отправляясь на работу. Внутри него должна быть чёткая схема всех объектов между его домом и местом его работы. Без такой устойчивой схемы он никогда не дойдёт до своей цели. Даже выйдя из подъезда своего дома он тут же заблудится и не найдёт дверь своего подъезда, затем нужный этаж и дверь, ведущую в свою квартиру. И причиной всего этого опять-таки будет недостаток энергии, связывающей в одно последовательное целое какую-то необходимую часть пространства со строениями в нём.  Если же поражение будет более глубоким, то он не будет способен отличить дверь от окна, не найдёт дверную ручку, чтобы открыть дверь, или будет открывать её в ту сторону, в которую открыть её невозможно. На работе он должен знать не только расположение необходимых для работы предметов, но и знать их предназначение. И, кроме того, он должен знать расположение помещений, помнить в лицо сотрудников, помнить нужные слова для общения с ними и для использования слов при написании каких-то документов, и, конечно же, должен помнить буквы и значения этих букв и помнить ещё многое другое – вплоть до того, как держать ложку или вилку при обеде в столовой. Люди, у которых распались соответствующие связи, ничего этого не умеют и более беспомощны, чем грудные дети. А теперь вспомните, что человеку, для того, чтобы жить, требуется ещё многое другое, что он так же должен держать в своей памяти.

И ещё примеры: человек читает книгу, смотрит телевизор, слушает собеседника или какую-либо музыку – это всё последовательности каких-то образов, звуков, которые должны создать целостный зрительный или смысловой образ, но для этого нужно удерживать в памяти не только эти образы, но и их последовательность и для всего этого так же требуется энергия, а её или очень мало, или же совсем нет. В этом случае человек ничего не будет понимать из прочитанного или просмотренного, а музыка будет для него какофонией. В течение жизни человек может побывать во множестве мест, услышать и увидеть и даже почувствовать множество проявлений реальности, но если у него нет энергии, связывающей мелкие элементы в крупные объекты, имеющие определенный смысл или значение, то для него всё происходящее будет казаться кошмаром, из какого нет выхода. Нечто похожее развивается у некоторых людей в старости, развивается постепенно и обычно все эти симптомы связывают со склерозом. Вначале человек забывает нужные слова, затем падают интересы, суживаясь до примитивных, потом разрушаются знания ухода за своей собственной персоной, и человек становится неряшливым и неадекватным. Исчезает способность к обучению и пониманию даже несложных идей и истин.

Но и это не всё, а только статика реальности. Для человека мир, каким бы ограниченным он ни был, является полем его деятельности. Но и здесь проявляют себя те же самые принципы. Чтобы стало возможным какое-либо движение, у человека должна вначале возникнуть модель этого движения внутри себя, развёртывающейся в какой-то определённой последовательности. Даже такое простое движение, как встать со стула, взять какой-либо предмет в руку, написать  или сказать слово, сделать шаг, посмотреть в какую-либо сторону и т.д. При этом, человек должен извлечь из долговременной памяти нужное слово или нужное направление движения, например, пойти на работу или в магазин, и создать из всего этого цепочку последовательных действий, связанных между собой, и только тогда такие действия становятся возможными. К счастью, такое внутреннее моделирование реальности мира и движения происходит автоматически. Всё выглядит иначе, при обучении человека чему-либо. В таких случаях человек должен сам намеренно строить внутри себя модель или какого-то фрагмента реальности мира, или же своей деятельности в этой реальности, соединяя внутри себя отдельные элементы в определённое целое. Если для создания внутренней модели энергии недостаточно, то человек может очень быстро забыть то, чему его пытались научить. Он может хорошо помнить то, что имеет хорошие энергетические связи, например, какие-то события в прошлом, когда у него энергии было значительно больше, и быстро забывает то, что слабо связано с другими элементами внутренней модели мира, из-за недостатка энергии. Вспоминая какое-либо событие или движение, мы, этим самым, во внутренней картине мира создаём дополнительные энергетические связи, поэтому, повторения всегда приводят к более прочному запоминанию. Ну а если у человека энергии много, то осознанное или неосознанное обучение будет, соответственно, более эффективным.

Здесь мы постоянно употребляем слово – энергия. О какой энергии в этом случае идёт речь? – О той, которой природа наградила каждую форму жизни, поэтому её мы будем называть энергией жизни. Энергия жизни не содержится в каком-то резервуаре, из которого организм черпает нужную для него энергию, это поток, имеющий определённую направленность, поэтому, этот поток, мы будем называть «намерением жизни». Для всех человеческих дел и удовлетворения всех его интересов, используется энергия намерения жизни. Человеческая контролирующая воля, определяющая направленности человеческих интересов и исполнения их, так же является частью энергии жизни.

А теперь, снова вернёмся к нашей первоначальной метафоре, в которой мы сравнивали личность человека с автомобилем, за рулём которого сидит его владелец. Часть энергии автомобиля предназначена на его передвижение, а всё остальное – на всевозможные удобства. У водителя есть цель или предназначение, для достижения которого он должен использовать энергию автомобиля. Но на его пути встречается так много всевозможных соблазнов, что он, отвлекаясь на них, может потратить всё горючее, так и не достигнув цели своего вояжа. То же самое происходит и людьми, которые будучи захвачены всевозможными соблазнами жизни, так никогда и не станут на путь реализации своего истинного предназначения на Земле.

Определённым силам, противостоящим истинному человеческому предназначению, очень важно постоянно соблазнять человека, захватывая и постоянно удерживая его внимание чем угодно, лишь бы свернуть его с пути, ведущем к его истинной цели, а ещё лучше, чтобы он совсем забыл о ней. В этом случае человеческой энергией распоряжаются эти силы, которые в его молодые и зрелые годы предстают, как энергии раджаса, а в более позднем возрасте – тамаса.

Во всём этом есть ещё одна особенность: между элементами внутренней модели реальности мира и динамическим взаимодействием человека в этом мире существует зависимость элементов друг от друга. Это связано с особенностями восприятия человеком реальности этого мира. Человек воспринимает реальность мира последовательно от одной точки к другой. Таким образом, целостность воспринятого мира зависит от прочности связей одного звена, воспринятой реальности, с другим звеном. Что произойдёт, если внутренняя модель реальности мира будет состоять из разрозненных её элементов?  – Человек будет воспринимать реальность, но для него исчезнет понимание её значения, так как исчезнет целостный образ этой реальности. И это может проявляться в любом масштабе, например, разорвать значимость событий, разорвать идею противоположностей, и тогда добро и зло окажутся одинаковыми по своей приемлемости. Другими словами, человек потеряет психологическую, социальную и духовную ориентацию.

То же самое можно говорить и о каком-либо народе: его идеалы, традиции, стремления только тогда имеют силу и значимость, когда они звучат во всём «хоре» этого народа, для каждого человека представляют важную ценность и для каждого человека, принадлежащего этому народу, являются одним из ориентиров, определяющих судьбу этого народа. Народ или нация перестают быть ими, если между людьми нет единства, связи, если каждый человек будет считать себя более значимым, чем тот народ, к которому он принадлежит. Конечно, каждый человек ценен по-своему, но когда его ценность становится сверхценной, а его индивидуальность превыше всего и все должны служить ему, то это всегда изолирует человека от общенационального поля. Но при этом, такой индивидуалист теряет связь с вектором своего народа и становится паразитом, так как его деятельность становится направленной только на его собственное благо.

Представим себе живой организм, клетки тела которого однажды посчитали бы себя самыми важными персонами в теле этого существа, и стали бы трудиться только для себя в ущерб всему остальному организму. В любом живом организме существует чёткая специализация или разделение труда и каждая клетка работает на всех и в то же время все клетки организма работают и на неё так же. Что произошло бы с организмом, если бы клетки почек отказались  работать на весь организм? – Мы самые главные, заявили бы они, и не хотим обслуживать какую-то печень или сердце, а там наверху какой-то мозг, долой монархию! Нечто похожее делают раковые клетки, которых можно сравнить с миллиардерами, обогащающимися за счёт всего государственного организма. Здесь мы перешли от психологических особенностей отдельного человека к нации и государству. Но государство – это тоже организм и если ввести в него наркотик идеи, разделяющий все его части, в результате каждая из которых начнёт себя осознавать очень важной индивидуальностью, то организм после более или менее продолжительной агонии обязательно погибнет. Тогда институт президентства можно сравнить со сменой голов, каждая из которых может пребывать на плечах только определённое количество лет. И даже если найдётся какая-то особенно успешная, при которой телу будет комфортно, то она, например, через четыре года должна быть сменена на другую, возможно, дебиловатую или более послушную. В то же время монархов и царей, можно сравнить с людьми с несменяемыми головами, адекватными телу, по крайней мере, со временем эта адекватность возникает. И в таких случаях человек, управляющий государством, не является нанятым на определённый срок менеджером, во время которого он не успевает почувствовать себя хозяином государства, вникнуть во все его проблемы и хотя бы часть из них решить. Президентское правление там эффективно, где правит партия, а президент – исполнитель её воли. Президентское правление выгодно только тем, кто стремится править миром, потому что они всегда могут заменить неугодного им президента, на того, кто им выгоден, по истечении срока его президентства.

В этой статье мы много говорили о необходимости единства, которое сравнивалось с клеточным единством живого организма, и разрушительности разделённости. Но на человеческом уровне есть только два основных типа единства. Первое из них – это единство, не опирающееся на всевозможные законы, имеющее в своей основе национальный дух, национальную идеологию, опорами которой является религия этого народа, его история, культура, язык. Одним из важных элементов такого единства является патриотизм и жертвенность – это единство опирается на сердце. На западе эти последние качества заменяются индивидуализмом, выгодой, а религией являются деньги, такое единство опирается на ум. Кроме того, существуют и внешние средства, приводящие к единству – это законы и правила. Эти внешние средства единства преобладают среди тех народов, богом которых являются деньги, а основным принципом их бытия – индивидуальная значимость и выгода. Внешние средства, приводящие к единству можно сравнить с рулём автомобиля, которым пользуется его хозяин. В действительности, среди народов одновременно действую оба принципа единства, как тот, который опирается на сердце, так и тот, который опирается на ум, с той разницей, что одни народы в своих взаимоотношениях с реальностью опираются преимущественно на законы, опорой которых служит сердце, а другие предпочитают опираться на законы и правила ума.