Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПОГРУЖЕНИЕ В ЕДИНСТВО

Петр Зорин

Когда мы говорим, что единство – это созвучие, то при этом не имеем в виду созвучие с какой-то одной нотой. Например, ноты до одной октавы с нотой до октавы другой. Человек – это целый оркестр звучаний, и к тому же оркестр, который, взаимодействуя с реальностью мира, постоянно заново настраивает свои инструменты, адекватно меняющимся внешним обстоятельствам. Кроме того, с возрастом у человека открываются новые возможности, а те, которые были уместны прежде, могут закрыться и даже перестать функционировать, и звучание оркестра и произведения, которые он исполняет, при этом так же будут меняться. Другими словами, человек текучее и часто непредсказуемое существо, и быть полностью созвучным с человеком, что определяет степень единства с ним, это не лёгкая задача. Но в духовной практике есть одна очень важная особенность, человек в ней не стремиться к определённой цели, потому что для него важен путь, процесс, а не результат. В духовной практике стремление к определённой цели, всегда порождает препятствие, адекватное этому стремлению. Это кажется странным, но только до тех пор, пока мы не увидим разницу между стремлением в определённом направлении и стремлением к определённой цели.

В духовной практике, по сравнению со стремлением обывателя, всё выглядит иначе. Обыватель приспосабливается к условиям своего существования и все внешние объекты, вещественные они или нет – это единственная реальность, в которой он должен выживать. Для обывателя действительной реальностью является этот материальный мир, и как второстепенное приложение к нему – религиозная система, являющаяся одной из граней этого материального мира. Реальность этого материального мира для него – только обстоятельства, в которых он должен выживать и быть успешным. Особенностью мировоззрения обывателя является его специализация в условиях реальности этого мира. В связи с этим, к одним и тем же объектам окружающей реальности, люди относятся не одинаково. Можно сказать, что у каждого человека своя позиция, с которой он воспринимает мир и самого себя в нём. Эта позиция определяет и его взаимоотношения с миром, и смысл его жизни. понимать, что такое позиция, и каким образом в ней может формироваться направленность очень важно знать каждому человеку, идущему духовным путём, и даже тем людям, которые живут интересами этого мира значимостей.

Позиция любого человека определяется направленностью его мировоззрения. Это утверждение, на первый взгляд кажется неясным, так как непонятной является сама идея направленности мировоззрения. Направленность мировоззрения формируется при помощи оценок событий, фактов, отношений и значимости объектов внешнего мира. При этом прежняя направленность мировоззрения, определяющая отношение человека к окружающей его реальности, переформатируется, что можно сравнить с рекой, которая направляется в новое русло. И это внутренне подготавливает человека к новым взаимоотношениям с внешней реальностью, и новым оценкам результатов этих взаимоотношений. Нейтральное поле мировоззрения можно представить себе как пространство внутри круга какого-то диаметра. Всё это пространство заполнено магнитными диполями, полюса которых направлены непроизвольно в самые разные стороны. В центре этого поля мировоззрения находится основной интерес человека, который можно представить в виде магнитной стрелки компаса. Эта магнитная стрелка при нейтральной позиции человека, непроизвольно колеблется в любом непредсказуемом направлении. Но всё меняется, если к такому полю мировоззрения поднести магнит. Все диполи интересов человека, да и основной его интерес, развернутся своими полюсами в определённом направлении. Прежний круг вытянется в овал, имеющий определённую направленность в сторону большего диаметра. Таким образом, внешние влияния могут перестроить внутреннюю направленность человека, не только в его взаимоотношениях с внешней реальностью, но даже определить смысл его жизни. Но для того, чтобы произошла такая радикальная трансформация мировоззрения, сознание человека должно полностью погрузиться во внешние влияния и стать созвучным им. Но, эффективность погружения во внешние влияния или какое-то состояние, во многом зависит от однонаправленности внешних влияний. В тех случаях, когда этой однонаправленности нет, невозможно созвучие с какой-то одной ориентацией и определённой трансформацией мировоззрения человека. Следовательно, можно подумать, что разнонаправленные интересы человека являются препятствием для его погружения в какую-либо идею или вид деятельности. Чаще всего, это совсем не так – немало людей, имеющих узкое мировоззрение, и очень мелкий набор интересов, неспособных к концентрации внимания на печатном тексте или же на теме разговора. Они подобно стрекозе из басни И. А. Крылова поверхностны и безответственны.

Однонаправленные влияния имеют очень важную особенность – они подобны роте солдат, идущих в ногу по мосту, вызывают его ответные резонансные вибрации, которые могут привести к разрушению моста. Внешние влияния на человека, повторяясь, так же вызывают ответные резонансные звучания определённых частей возможностей человека. Эти влияния, повторяясь, могут трансформировать всю возможность и даже всю человеческую личность, так как возможности тесно связаны между собой. это связано с принципом доминанты, суть которого состоит в том, что доминирующие состояния, влечения, желания или интересы могут в конце-концов поглотить все остальные возможности человека, что приведёт к сужению сознания человека вокруг доминирующего состояния, влечения или интересов. Можно сказать, что человек в это время находится в единстве с доминирующим в нём состоянием, и все его действия во внешнем мире, и отношение к окружающей его реальности будут соответствовать этому единству. Внутреннее созвучие, создающее состояние единства с определённой реальностью, интересно тем, что создаёт у человека иллюзию естественности окружающих обстоятельств, а внешние влияния, которым человек созвучен, единственно правильными и неоспоримыми. Человек при этом словно не замечает всё, что не соответствует его индивидуальному видению и пониманию реальности. Когда же человек оказывается в обстоятельствах отличных от тех, которым он прежде был созвучен, то он чувствует дискомфорт и даже может стать агрессивным.

Единство бывает двух видов – один из них проявляет себя в полном добровольном подчинении, например, одного человека другому. И тогда такой человек становится выразителем воли своего хозяина, кумира или какой-либо идеи – это единство раба и господина. Такое единство может быть сравнимо с Солнцем, вокруг которого вращается планета или даже рой планет. Такое единство, в которое полностью погружён человек, опасно его деградацией, так как в нём используются только те возможности, которые необходимы его господину. И кроме того, полное подчинение своему господину, которое можно назвать подчинением раба, обязательно разрушает волю этого человека и его способность к самостоятельному принятию решений.

Здесь родители должны задуматься о стремлении воспитать своих детей послушными, они должны помнить, что не являются господами над своими детьми, а их дети – не рабы им, но и вседозволенности в воспитании детей не должно быть.

Другой вид единства подобен двойным звёздам, вращающимся вокруг их общего центра. В истинном единстве нет раба и господина, начальника и подчинённого. В истинном единстве нет неравенства, нет стремления к преобладанию над другим, и поэтому, ни один из двоих близких друг другу людей, стремящихся к единству не обвиняет другого, не выговаривает ему по какому-то поводу, потому что это всегда позиция господина над рабом. При стремлении к единству люди стараются совершенствовать друг друга, воспитывая всё самые высокие человеческие качества, и избегают ситуаций, в которых один из них должен оправдываться перед другим. они ненавязчиво, намёками, как бы невзначай указывают на положительные стороны личности друг другу. Благодаря чему, эти грани личности начинают расти, вытесняя отрицательные качества. Принцип остаётся тем же самым и при воспитании детей.

Рассмотрим единство человека и Бога в духовной практике. На первый взгляд, кажется, что духовная практика делает сознание человека узким, а поле его мировоззрения ограниченным. Но, в действительности, те люди, которые так думают, глубоко заблуждаются, потому что духовная практика не отвергает окружающий человека мир, но сдвигает его сознание в другую позицию. Обыватель считает, что внешний материальный мир – это место, к которому он должен приспособиться, чтобы выжить, быть в нём успешным, получить доступное количество удовольствий и умереть. И каждый обыватель находит для себя, в соответствии со своими способностями, своё поле интересов и деятельности, которое и определяет его позицию в этом мире.

Человек, идущий внутренним путём, или путём сердца, видит этот мир, как учебное поле, на котором он может многому научиться и стать более совершенным. Все события, происходящие в этом мире, свидетелем или участником которых он является, происходят в той последовательности, которая определяется его внутренней готовности к ним, и которые соответствуют направленности его внутренней работы. Все идеи и принципы, которых придерживаются обыватели, чужды для духовного искателя, так как целью обывателя является этот мир значимостей, а для духовного искателя эти же самые значимости являются только средствами для восхождения сознания за пределы влияний и зависимостей этого мира. это можно сравнить с событиями, описанными в произведении Марка Твена: «Принц и нищий». Для нищего королевская печать использовалась для колки орехов, а для принца печать служила скреплением повелений и указов короля, т. е. использовалась для общегосударственных нужд.

Таким образом, позиция обывателя суживает его сознание в пределах его индивидуальных интересов, в то же время позиция духовного искателя раскрывает перед ним беспредельные горизонты. И есть ещё одно очень важное отличие: позиция обывателя имеет конкретную цель в этом мире и путь его или его стремления заканчиваются его целью в этом мире значимостей. В то же время намерением духовного искателя не является какая-то материальная значимость или идея, представляющая определённую ценность в этом мире, его целью является сам путь, который не имеет своих пределов. В связи с этим, вознаграждением устремлению обывателя является достижение им своей конкретной конечной цели, в то же время для духовного искателя вознаграждением является его путь. Наше сознание и наше мировоззрение постепенно трансформируются в соответствии с избранным нами путём. Мы становимся или ограниченными, если избираем для себя ограниченные цели, или же наши возможности раскрываются в бесконечности, если целью нашей становится путь бесконечного восхождения сознания. Но в любом случае мы становимся созвучными с тем путём, в который мы погружаемся, стремясь к полному единству с ним. 

Опубликовано