Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО

Петр Зорин

Существует множество внутренних пространств, каждое из которых может быть основой направленного внимания во внешний проявленный мир. Обычно люди исследуют только внешнюю часть внимания и на этом поприще достигли очень многого и словно бы не замечают источник внешнего внимания и, в связи с этим, не исследуют его. Хотя исследование внутренних пространств нашего сознания могло бы дать нам знания о многих процессах нашей внутренней жизни, поверхность которой осознаётся нами как различные состояния, влечения и побуждения. Кроме того, внутренние пространства являются полем, на котором происходят различные события наших сновидений и в этих же пространствах пересекаются множество планов сознания или планов реальности, без осознанного восприятия которых невозможна направленная и осознанная работа духовного искателя.

Наше внимание не способно одновременно охватить картину всей реальности мироздания. Оно с большей или меньшей подробностью рассматривает доступные для осознания её фрагменты, затем соединяет их как пазлы в одну общую картину. Так как внешний мир состоит не только из материальных тел, идей, принципов и т. д., которые для различных людей имеют неодинаковую значимость, то элементы внешнего мира соединяются в одну общую картину различными людьми по-разному в зависимости от их значимости. А значимости в свою очередь зависят от внутренней индивидуальной картины мира и различных состояний, которые  преобладают в человеке в момент восприятия мира. Таким образом, восприятие и оценка значимости внешнего мира во многом зависит от внутренних состояний. Познать самого себя невозможно, без исследования состояния внутренних пространств. И в то же время исследование внутренних пространств невозможно без состояния медитации. Медитация – это состояние сознания, находясь в котором, человек может осознавать какое-либо внутреннее пространство или даже целую вселенную. При этом человек выходит за пределы привычного для него проявленного мира и перестаёт воспринимать его. Это часто происходит с нами во время сна, и это может произойти вполне намеренно в период медитации.

Рассмотрим два очень простых способа перехода сознания из обычного состояния в состояние медитативное. Первый способ интересен тем, что при помощи фиксации внимания на внешнем объекте, удерживается внимание на той части внутренней реальности, которая является основанием для внешнего внимания. Особенностью этого способа является то, что вершина внимания человека, сосредоточенного на любом внешнем объекте, имеет своё основание во внутреннем пространстве нашего сознания. И когда человек фиксирует своё внимание на каком-либо внешнем объекте, то при этом он намеренно осознаёт и исследует внутреннее пространство, являющееся основанием внимания, направленного на этот объект. Благодаря технике привязывания к внешнему объекту, внимание человека приобретает устойчивость, что даёт человеку возможность исследовать то внутреннее пространство, из которого это внимание исходит. Лучше, если внешним объектом будет секундная стрелка ручных часов, так как внимание меньше отвлекается, если объект, на который оно направлено, подвижен. В этом упражнении человек только смотрит на секундную стрелку часов, а его осознание в это время направлено вовнутрь себя: в то место, откуда он смотрит. Продолжительность этого упражнения должна быть около пятнадцати минут. При этом, очень важно, чтобы в голове небыло ни одной мысли или образа. В случае появления какой-либо мысли, следует отодвинуть её и, продолжая смотреть на секундную стрелку, осознавать внутреннее пространство, откуда человек смотрит на секундную стрелку часов. При этом может случиться так, что человек перестанет видеть стрелку часов и окажется во внутреннем пространстве своего ума или какого-либо другого пространства, из которого он прежде смотрел на стрелку часов. В это время он может осознать, что мешавшие прежде мысли исчезли, и он находится в полной тишине. Это происходит потому, что ум с его мыслями, остался на той стороне, в проявленном мире, которому он принадлежит. Внутреннее пространство может осознаваться как сфера какого-то размера, освещённая светом, соответствующим эмоциональному состоянию человека, или даже целый мир. В последнем случае важно, чтобы человек помнил своё имя и фамилию, например: я Иванов Алексей, что является своеобразным якорем, находящимся в этом, привычном для человека, проявленном мире. Иметь якорь в этом проявленном мире очень важно, так как возможны случаи, когда в глубокой медитации человек оказывается в другой реальности. При этом он может забыть о местоположении своего тела и того места, в котором оно находится и навсегда остаться в другой реальности. Своё имя – это нить, связывающая человека с его телом. И если человек вспомнит его и вспомнит, откуда он, то этого достаточно, чтобы он был соединён с его телом.

В проявленном мире значимостей человек должен прилагать определённые усилия, чтобы войти в соприкосновение с объектом, к которому он стремиться. Он должен или приблизиться к нему физически, например, подойти, или же совершить определённые действия, чтобы овладеть этим объектом, например, купить какую-то вещь. В запредельных мирах, куда человек может попасть в период медитации, приблизиться к любому объекту можно, только став с ним созвучным. И есть ещё одно важное отличие нашего проявленного мира значимостей от миров запредельных. В нашем мире человек, рассматривая какой-либо объект, фиксирует своё внимание последовательно от точки к точке. В запредельных планах реальности такой способ составления общей картины реальности не эффективен, более того, он даже разрушителен, так как возвращает человека в привычную для него реальность нашего мира. В запредельной реальности, человек воспринимает сразу всё окружающее его пространство с объектами, находящимися в нём. И тем яснее восприятие иной реальности, чем более неподвижным будет объёмное внимание человека. Более ясное восприятие запредельной реальности объясняется приближением к ней. Другими словами, если человек хочет приблизиться к каком-то объекту запредельной реальности, то он должен направляться к нему, не двигаясь в его направлении, а становясь всё более созвучным ему. При полном созвучии сознание человека становится единым с тем, с чем оно созвучно. Например, человек фиксирует своё внимание на области Анахата-чакры, с намерением осознания своего истинного «Я». Намерение при любой медитации очень важно, так как оно определяет направление перемещения сознания человека. В противном случае человек может оказаться в той реальности, которая созвучна его преимущественному эмоциональному состоянию. Закрыв глаза и сосредоточившись за грудиной, в соответствии со своим намерением, человек находится в состоянии ожидания, когда перед ним откроется внутреннее пространство сердечной чакры. Он отодвигает любые мысли и образы, приходящие из ума, стремясь быть всё более неподвижным в своём ожидании и внимательным. В действительности эта его работа направлена на ослабление связей с этим проявленным миром, без чего невозможно перейти в параллельную реальность, в которой находится истинное «Я» человека. как только связи с внешней реальностью станут минимальными, перед человеком откроется пространство Анахата-чакры.

Опубликовано