Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СТРЕМЛЕНИЕ К ЕДИНСТВУ

Петр Зорин

Каждое живое существо действует и эволюционирует в пределах имеющихся у него возможностей. Возможность можно рассматривать как программу функционирования организма во внешней среде, с которой она имеет как прямые, так и обратные связи, что можно сравнить с самообучающимися компьютерными программами. Но у возможностей есть и значительные отличия от программ компьютерных. Во-первых, они влияют друг на друга при функционировании организма. Во-вторых, каждая возможность содержит в себе целый спектр качеств или проявлений, в котором полярные части возможности противоположны друг другу по своей значимости. Эта особенность имеет большое значение, так как при взаимодействии возможностей друг с другом и с реальностью внешнего мира, раскрываются те части в спектре возможностей, которые адекватны влияниям извне. Тогда мы можем рассматривать стремление людей к единству, как проявление определённых возможностей. и, кроме того, нам становятся понятны идеи воспитания человека, которые предстают перед нами как взаимодействия внешних влияний со спектром определённых возможностей. Отклик возможностей человека на внешние влияния, можно сравнить с откликом струн в улитке слухового аппарата человека на внешние звуки определённой тональности. При этом, та часть возможностей, которая откликается на внешние для неё влияния, со временем приобретает главенствующее значение представлять всю возможность.

Эта краткая характеристика возможностей позволяет нам думать, что человек может стремиться и действовать только в тех направлениях, которые соответствуют его возможностям. Например, человек не будет пытаться махая руками как крыльями взлететь словно птица, потому что у него нет соответствующих полёту птиц возможностей. другими словами, человек хочет и стремится только к тому, что соответствует его возможностям. следовательно, если он стремится к единству, то это стремление порождено соответствующими его возможностями. Но стремление к единству – это только один из двух полюсов возможности. Противоположным полюсом этой же самой возможности, будет стремление к обособленности, к индивидуализации. В каком направлении будет раскрываться эта возможность, зависит от внешних воспитывающих влияний, от генетической предрасположенности человека, и от степени трансформации его сознания под влиянием его Психического существа.

Таким образом, каждая возможность, будучи нераскрытой – нейтральна, так как в ней в равной мере присутствуют как положительная её часть, так и отрицательная. И если какую-то возможность разрушить или просто удалить до того, как она будет раскрыта, то этим самым будет удален потенциал эволюции. И, понятно, почему Шри Ауробиндо говорил о необходимости раскрытия всех возможностей. Можно сказать, что каждая возможность представляет собой лестницу, по которой можно как спускаться, так и подниматься. И если возможность не раскрыта, то не откроется перед человеком путь к большему совершенству в каком-то одном из особенностей человеческого существа. И у возможностей есть ещё одно важное свойство – они несут в себе необходимый энергетический потенциал, который может быть использован как для восхождения по ступеням эволюционной лестницы, имеющейся в каждой возможности, так и для нисхождения к низшим её ступеням деградации.

И важной особенностью возможностей человека является принцип единства, который доминирует в верхней светлой части спектра возможности, и принцип разделённости, преобладающий в нижней тёмной её части. Поэтому, стремление человека к высокому истинному единству, возможно только на внутреннем духовном пути, в основе которого лежит жертвенность. В то же время в нижней части спектра возможностей, где господствует разделение, единство подменяется патрнёрством, основой которого является взаимная выгода, и иногда даже принуждение.

Духовный путь не возможен без стремления к единству, созвучию. Каждая наша возможность содержит в себе два полюса, один из которых созвучен высокой реальности, другой – созвучен реальности тёмной и деструктивной. И если первый из них созвучен восходящему потоку сознания, то второй – горизонтальному и даже нисходящему потокам.

Может ли человек осознанно выбирать, какому из потоков он должен следовать? В идеале он имеет такую возможность только тогда, когда в нём выравниваются противоположные тенденции, и он имеет возможность осознавать, как те, так и другие предпочтения одновременно. Но такого положения у человека практически никогда не бывает, так как его способность к различению слишком мала. Обычно, он способен осознать преимущественно какое-то одно влечение, что и определяет его выбор. Хотя такой выбор трудно назвать выбором, так как он обусловлен независимыми от человека предпочтениями. В человеке одновременно присутствуют два приёмника, один из которых настроен на вибрации восходящего потока – это Психическое существо человека, а другой – потока нисходящего – это человеческое эго. Сознание человека находится одновременно под влияниями, как Психического существа, так и эго, и то влияние, которое в период выбора преобладает, то и определяет человеческие предпочтения.

Таким образом, стремление к истинному единству инициируется Психическим существом человека, а стремление к партнёрской гармонии, в которой оба партнёра или один из них получают выгоду, инициируется человеческим эго. И если в первом случае, на пути к истинному единству, в людях возникает созвучие на уровне высоких, духовных вибраций, то во втором, речь о внутреннем единстве не идёт, но только о деле, которое может быть более успешным, если в нём будет участвовать не один человек.

Истинное единство возможно только в тех случаях, когда взаимоотношения между людьми основываются на жертвенных принципах, когда каждый человек жертвует той частью самого себя, которая не способна быть созвучной при взаимоотношениях людей друг с другом. Партнёрское единство основано на гармонии отношений, при выполнении какой-то взаимно выгодной деятельности. Такое единство не может быть истинным, так как целью его является какой-то внешний результат, а не внутреннее созвучие людей. И такое единство, направленное на получение какого-то внешнего результата, прекращается, как только получен этот результат.

Путь к истинному единству возможен только тогда, когда один человек постоянно внутренне прислушивается к другому человеку, стремясь не позволить возникнуть даже шероховатости в отношениях. И это должен делать каждый, участвующих в создании истинного единства, потому что придти к истинному единству можно только вместе. При этом полностью исключается принцип в отношениях между людьми, который давал бы одному человеку перед другим какие-то преимущества. И ещё, что очень важно, между людьми, стремящимся к единству, не должно быть даже намёков на ложь. Люди, стремящиеся к единству, служат идее единства, стремясь соответствовать ей. Можно даже сказать, что эту идею единства люди строят сами, постепенно формируя её. Самое интересное в таком строительстве является то, что создание единства и следование путём всё возрастающего единства, не имеет предела, так как со временем люди начинают осознавать, что единство возможно на всё более и более тонких уровнях. Восхождение людей к абсолютному единству бесконечно, потому что вершина его замыкается в Божественном. Значительной помощью в этой внутренней работе является «Свидетель», формируемый Психическим существом в нашем сознании. И по мере роста «Свидетеля» все устремления человека сливаются в один поток, в котором прежнее стремление к единству с другим человеком сливается с идеей всеобщего единства. С этого времени «Свидетель», сформированный Психическим существом в сознании человека, становится каналом, через который Психическое существо или истинное «Я» человека управляет всей внутренней работой человека. При этом не происходит сужения сознания человека, что характерно для различного рода привязанностей обывателя в этом мире, но меняется позиция, с которой человек воспринимает внешний мир и себя в нём. Вместе с изменением позиции меняется и значимость, и смысл всего сущего в этом мире. С глаз человеческого разума словно снимается пелена, и с этого времени для человека становится ясным его предназначение в этом мире и значение каждого происходящего события для его внутренней работы. Прежнее стремление к единству с другим человеком, расширяется до бесконечности в единство со всем сущим в мироздании.

На этом этапе внутренней работы на путях к абсолютному единству, человек начинает осознавать окружающий его мир, как живое сверхсознательное существо, с которым он взаимодействует, и которое в малых и больших событиях этого мира даёт человеку необходимые уроки на путях всеобщего единства с Божественным.

Опубликовано