НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ НАСИЛИЯ

 

Насилия возможны не только на физическом уровне, но и на витальном и ментальном уровнях. И, кроме того, насилия могут быть неосознанными и выглядеть, как желание блага другому человеку, и при этом быть совсем бескорыстными. Взрослые мало задумываются о том, почему их маленькие дети очень часто отказываются от их помощи, настаивая на своём: «Я сам»! кричит малыш, пытаясь отстоять свою самостоятельность и свободу, и может расплакаться, если ему не удаётся это сделать. А причина проста. Малыш уже осознаёт всю последовательность своих действий и стремится реализовать её, и получить ожидаемый результат. Он хочет быть самостоятельным, что вполне естественно для нормального человека, даже если он ещё ребёнок. Любое внешнее вторжение, в уже начавшийся процесс, ломает сформированное намерение, в котором есть план действий, средства, при помощи которых этот план должен быть реализован, и желаемый результат направленных усилий. И в эту созвучную внутри самой себя систему вдруг внедряется какая-то внешняя сила, например, родитель или кто-либо из старших, и говорит, давай я помогу тебе. Конечно, он при этом, будет действовать по своему плану. Но главное даже не это, главная идея состоит в том, что когда мы действуем сами, то мы получаем необходимый для своего развития опыт. И этот опыт мы получаем даже тогда, когда результат нашей деятельности отрицательный. Для развития детей очень важна их направленная активность, и взрослые должны помогать только тогда, когда ребёнок видит, что у него не получилось то, что он хотел сделать. И только тогда старшие должны помогать ему, предварительно объяснив причину неудачи.

Сложнее обстоят дела у взрослых, так как непрошенная помощь очень часто воспринимается как насилие, хотя в основе стремления помочь почти всегда лежит желание сделать другому человеку добро. Не напрасно Шри Ауробиндо говорил, что не следует помогать другому человеку, если он не просит об этом. Конечно, он имел в виду человека в сознании, когда он может просить о помощи, но может и не просить. Люди должны знать, что непрошенная помощь в значительной степени расслабляет силу воли человека, и раскрывает в человеке тенденции жить за чужой счёт.

Мы хорошо знаем, что только направленные осознанные усилия структурируют устремлённость мировоззрения человека, делают волю не хаотичной исполнительницей его желаний, а основой, каркасом его личности. Некоторые могут сказать, что близкие люди должны помогать друг другу. Правильно, должны помогать, но не навязывать свою помощь и своё мнение. Навязывание своей помощи, которую не просят, или утверждение своего мнения, противопоставляя его мнению другого человека, попытка сделать за другого человека то, что он может сделать сам, без его просьбы о помощи – это всегда отношение к этому человеку «сверху вниз», сильного и умного, знающего человека к слабому и ограниченному. С такого рода утверждением можно не согласиться, особенно в тех случаях, когда это касается детей. Но если мы действительно любим своего ребёнка, то мы должны делать всё, чтобы он стал совершенным. Хотя мы должны помнить, что только собственные осознанные усилия дают нам необходимый опыт, который, в свою очередь, и нашу волю укрепляет и делает наше сознание более совершенным.

Говоря об опыте, мы, конечно же, помним, что результаты опыта могут быть как созидательными, так и разрушительными. И нам бы хотелось избежать разрушительных результатов некоторых разновидностей опыта.

Однажды мы говорили о том, что любые внешние действия для нас становятся возможными только тогда, когда сформирована внутренняя модель этого действия. Следовательно, процесс получения опыта должен вначале сформироваться в виде внутренней модели и только тогда опыт может быть получен. Это можно представить в виде формулы: внутренняя модель действия – внешняя реализация = опыт. Что такое опыт? Опыт – это следствие реализации внутренней модели действия, запечатлённый в человеческом существе. Он может быть запечатлён на любом уровне в зависимости от средств этой реализации – на физическом, витальном или ментальном, или же на более высоком, тонком уровне сознания, связанном с истинной частью человеческого существа. При получении опыта, та часть, через которую этот опыт приходит, трансформируется, приобретая соответствующую опыту структуру. Здесь было сказано, что опыт может быть реализован на нескольких уровнях человеческого существа, но он никогда не бывает изолированным, например, только на физическом или ментальном уровнях. Любой опыт одновременно структурирует все части человека, но преимущественно одну из них.

Знание этого даёт нам возможность получать опыт, не прибегая к радикальным жертвам, которые могут оставить в нас необратимый негативный след на всю нашу жизнь. Другими словами, мы можем получать внутренний опыт, получая информацию об опыте других людей, или же получая знания о некоторых процессах, не участвуя в них непосредственно. другими словами, любой опыт может в какой-то степени быть заменён на опыт ментальный. Правда, для витала и физического он выглядит недостаточным, но повторённый много раз, он может оставить глубокий след и в значительной степени заменить опыт других частей человеческого существа. Это важно, так как опыт может быть как положительным, так и отрицательным. Здесь мы говорили о положительном значении ментального опыта, который человек получает через многократно повторяемую в различных модификациях информацию, но опыт может быть и отрицательным и получить его можно опять таки через информацию, несущую в себе негативные идеи. Не напрасно гласит пословица: «Скажи человеку тысячу раз, что он осёл и на тысячу первый раз он закричит по-ослиному». И устоять против насильственного внедрения такого ментального опыта, особенно если он подкрепляется ещё и соответствующей эмоциональной составляющей, очень трудно. И здесь невольно возникает вопрос: Что делать? Чтобы ответить на него нам необходимо рассмотреть идею цензуры на всех уровнях, которые мы здесь упоминали, и цензуры не только внешней, но и внутренней. Особенно важна цензура внутренняя, на уровне подсознания, которая не требует от человека дополнительного, осознанного критического отношения ко всему происходящему вокруг него, и к тем потокам информации, которые атакуют его со всех сторон.

Цензура в переводе на русский язык с латинского – означает строгое суждение, оценка. В настоящее время под цензурой понимается система государственного надзора и контроля за средствами массовой информации. Целью цензуры является отфильтровывание в печати, и в искусстве всего, что не соответствует национальной идее какого-либо народа или государства. Принципы современной демократии, особенно либеральной, отвергают идеи цензуры, так как каждый человек имеет право высказывать своё мнение устно или в печати, а служители искусства могут изображать или создавать то, на что они способны. И, кажется, всё замечательно, полная свобода слова или самовыражения. В действительности, идея цензуры направлена на предупреждение загрязнения и заболевания всего человеческого существа, её можно сравнить с иммунной системой человека, защищающей его от всего разрушительного. Конечно, здесь может возникнуть вопрос, касающийся демократии с её свободами, и что такого рода иммунитет, направленный против всевозможных свобод, на государственном уровне – антидемократичен. Мы должны помнить, что идея современной демократии никакого отношения к реальной демократии не имеет. Эта идея сегодня используется, как одно из средств давления на зависимые государства, с целью удержания их в подчинённом положении. Действительно, что произойдёт с организмом лишённого иммунитета – он очень быстро заболеет и умрёт. Иммунитет необходим не только на физическом уровне, но и на всех других, более высоких уровнях. В каждом живом организме существуют константы, определяющие его оптимальное функционирование. Организм до тех пор здоров, пока он не допускает значительных отклонений от этих констант. Он не может позволить каким-то своим системам отклоняться в своём функционировании, от необходимой для здорового организма нормы. Его внутренняя «цензура» строго следит за всем, что поступает в организм из внешнего мира, стремясь избавиться от всего деструктивного. Фактически, внешняя среда, в которой обитает живой организм, кроме благоприятных условий для его выживания, имеет и агрессивную составляющую. Защитные силы организма, взаимодействуя с этой агрессивной составляющей, дают возможность организму получить соответствующий опыт, который делает организм более совершенным и жизнестойким, но в то же время не позволяют этому агрессивному фактору преобладать над жизненной основой организма. Но это на физическом уровне, когда же мы поднимаемся на витальный уровень, на котором властвуют эмоции и желания, то видим, что здесь «цензура» организована менее жёстко и человек, оказываясь под их влиянием, нередко, совершает поступки, разрушительные для него самого. Ещё сложнее ситуация с умом, который может быть соблазнён всевозможными привлекательными идеями, которые не смотря на свою деструктивность, могут стать смыслом жизни человека. А мы уже говорили о том, что опыт, приобретённый на любом уровне человеческого существа, оставляет свой след на всех остальных его частях. Поэтому, вопрос о цензуре в любом случае следует считать очень важным.

Особенно важна цензура скрытого влияния, которое не осознаётся человеком как насилие, хотя в действительности является принуждением. Обычно мы понимаем под насилием какое-либо влияние, с которым человек не согласен, но в тех случаях, когда эти влияния ниже порога осознания, то человек может и не осознавать их трансформирующее воздействие, оставаясь перед ними незащищённым. Например, находясь под влиянием средств массовой информации, утверждающих какие-то идеалы, противоречащие установкам человека, может произойти их постепенная трансформация. При этом прежние установки в значительной степени размываются и внушаемые идеалы, незаметно для человека становятся приемлемой для него нормой.

Неосознаваемые насилия часто происходят и между родителями и их детьми и между близкими и, кажется, любящими друг друга взрослыми. Причём, насильники не считают, себя насильниками, потому что всё, что они делают, предполагают они, – это для блага другого человека. Возможно, они в какой-то степени правы, но, делая непрошенное благо в чём-то одном, они ослабляют волю человека и препятствуют его способности формировать осознанное намерение.

Особенно эффективным трансформирующим фактором является власть и деньги. При этом человек обычно не замечает, как влияния этих факторов, трансформируют его личность, вытесняя на задний план все его лучшие душевные качества. Хорошим примером этому может быть произведение Вячеслава Шишкова – «Угрюм река». Вспомните, каким был Прошка в молодости, и как он, Прохор, изменился, получив богатство, а вместе с ним и власть.

Интересно, но, часто, внешние влияния, воспринимаются человеком, как положительные, хотя в своей основе они разрушительны и ведут человека к деградации. Они подобны наркотику, вызывающему у человека приятные состояния, которые он стремится переживать вновь и вновь во всё возрастающих дозах. Особенно губительно действует на сознание человека то, что человек под действием этого наркотика, превращаясь в его раба, всё в большей степени осознаёт себя господином. Такого рода инверсия для большинства людей непреодолима, и однажды оказавшись в этой западне, человек, за редким исключением, остаётся в ней навсегда. И вызывает недоумение, его стремление к абсолютной власти, трансформирующей его в абсолютного её раба.

Важным признаком, свидетельствующим о рабском перерождении личности человека, является сужение его мировоззрения, при котором он неприемлет и отбрасывает всё, что не соответствует его рабской зависимости. Это своего рода деструктивный фанатизм, приковывающий человека к каким-то выборочным элементам этого мира, своеобразное донкихотство, в котором Дульцинеей Тобосской  является какая-либо идея или материальная ценность этого преходящего мира. Здесь могут возникнуть возражения, что духовный путь – это тоже сужение мировоззрения. С такого рода возражением легко не согласиться, так как духовный путь одного человека или какого угодно количества людей – это погружение во вселенский бесконечный поток эволюции сознания. В то же время рабская привязанность к идеям или ценностям этого материального мира – это концентрация всего своего существа, всей своей жизни на ничтожно малом элементе бесконечности мироздания. И будет правильным утверждение, что мы становимся подобными тому, к чему мы привязаны. И тогда может возникнуть вопрос: что делать, чтобы не оказаться привязанными к ценностям этого мира, которые в действительности имеют иное предназначение, а не то, которое придают им люди. К сожалению, не существует однозначного ответа на этот вопрос, потому что современный человек ещё не освободился от своего животного наследия. Даже можно сказать, что современный человек в своей эволюции всё еще находится на стадии монстра – получеловека – полуживотного. И привязанности, и смысл жизни людей зависят от того, чему они больше соответствуют животному или человеку, и можно предположить, что это фатально. Но это не совсем так, потому что каждый человек, пришедший в этот земной мир, находится на эволюционной лестнице и положение его на её ступенях не фатально, так как при известных условиях он может подняться на более высокую ступень этой лестницы или же опуститься на более низкую ступень. Очень многое зависит от обстоятельств, которые, как мы уже говорили прежде, влияют на человека и воспитывают его, через опыт, полученный при взаимодействии с этими обстоятельствами. И здесь вновь приобретает большое значение цензура, которая может быть воспитана в человеке, как конкретными воспитателями, так и условиями, в которых он находится.

Цензуру можно сравнить с берегами реки, которые не позволяют ей разливаться в каких угодно направлениях, но течь в определённом для неё направлении. Любой человек, любой народ и любое государство, если они идут путями всё возрастающего совершенства, должны быть подобны водам реки, заключённой в берега цензуры. Когда мы говорим о воспитании человека, то имеем в виду цензуру, которую человек использует как при самовоспитании, так и при воспитании другого человека или других людей. Даже растения имеют определённую направленность, определяемую не только источником света, но и гравитацией. Можно сказать, что направленная эволюция возможна только при необходимых ограничениях, которые в человеческом обществе мы называли цензурой. И это верно для всех уровней человеческого существа. Невозможно нормальное развитие, как человека, так и человечества, без ограничивающей от разрушительных влияний, как внутренней, так и внешней цензуры.

При этом очень большое значение, как для самовоспитания, так и для воспитания имеет восприимчивость человека и способность к различению, как прогрессивных, так и регрессивных внешних влияний и внутренний на них отклик. И в этом особую важность приобретает не только воспитание в человеке ментального цензора, но и раскрытие в нём способности воспринимать влияния его истинной части – Психического существа. Именно оно несёт в себе знания истинного направления эволюции человека и его сознания, и при достаточной восприимчивости человек всегда может осознать правильным или ошибочным были его мысли, эмоциональные реакции, или физические действия в этом мире.

Если мы правильно понимаем намерения носителей всевозможных разрушительных внешних влияний, если мы знаем и помним направление, в котором реализуется смысл нашей жизни, если мы не отвлекаемся на всевозможные привлекательные для нашего ума и витала ловушки, то мы сможем избежать воздействия на нас бесчисленных влияний внешнего мира. Те, кто стремятся к абсолютной власти над миром, хотят, чтобы у человека не было внутреннего компаса исторического, генетического, приобретённого воспитанием и полученного на путях знаний. Им удобен человек аморфный, из которого можно сделать манкурта, послушного солдата, покорного работника, человека, не имеющего своего лица и своей воли.