Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОГРУЖЕНИЯ

Петр Зорин

Мы живём в век раздробленности, когда добро и зло потеряли свои определённые очертания, что привело к тому, что чёрное стало белым, а белое – чёрным, безобразное стало приниматься за превосходное и поощряться, а прекрасное, как Золушка, презирается и отодвигается на задворки. Это привело к разделению человечества, одни из них бездумно принимают мир таким, каков он есть и в своих взаимоотношениях с реальностью мира соответствуют его хаосу, другие ищут в этом хаосе истинный смысл происходящего и силятся определить для себя путь, который бы соответствовал истинному смыслу жизни. Хаос современного мира с его разрушительными идеями можно сравнить с огромным скоплением всевозможных отходов цивилизации, по поверхности которых бездумно передвигаются миллиарды людей, привлекаемые различными объектами, которые окружают их со всех сторон. Одни из них стремятся присвоить целые горы и поля материальных отходов человеческой деятельности, получить максимальные удовольствия из всего, с чем они встречаются на этой общечеловеческой свалке ценностей, другие довольствуются тем немногим, что остаётся от более успешных их соплеменников. И в этот век хаоса и всеобщего разрушения высоких ценностей и стремлений, важно с одной стороны, не потеряться и не бегать за ценностями этого мира, как за фантиками, разносимыми ветром; важно понять истинное предназначение всего происходящего в этом мире и использовать окружающую реальность для своей внутренней работе, ведущей к совершенству сознания. Но хаотичность внешнего мира создаёт хаос в наших головах, и в связи с этим очень важной становится работа, упорядочивающая наш разум и нашу жизнь, и эта работа невозможны без погружения в неё до полного единства с ней. Любая деятельность в полной мере раскрывает свои возможности, когда человек становится единым с ней, становится частью потока или процесса, который трансформирует как объект человеческой деятельности, так и самого человека.

Принцип погружения состоит в том, что человек выбирает осознанно или же соглашается взаимодействовать только с каким-либо одним объектом, которым может быть какая-либо идея, или направление деятельности во внешнем мире при взаимодействии с ним. При этом необходимо, чтобы насколько это возможно, небыло никаких отвлекающих факторов. Очень хорошей помощью для сосредоточения может быть эмоциональная основа направленной деятельности, которая служит своеобразным направляющим руслом, в котором эта деятельность происходит. И совсем не важно, будет ли это созидательная или разрушительная деятельность, принцип её остаётся одним и тем же: чтобы человек погрузился в поток какой-либо направленной деятельности должно быть как можно меньше отвлекающих факторов. Затем, необходима достаточная частота, интенсивность и продолжительность этой деятельности, что определяется временем, когда в период деятельности исчезает всякая отвлекаемость. Это время, когда человек становится единым с объектом взаимодействия и это приводит к тому, что эффективность деятельности резко возрастает и одновременно происходит перестройка человеческого существа, своеобразная специализация в этом виде деятельности. При большом количестве объектов, с которым должен взаимодействовать человек, обычно не происходит погружения ни в один из них, так как для этого недостаточно времени и интенсивности деятельности. Но всего этого ещё недостаточно, так как для погружения необходимо иметь достаточную силу воли, способность к осознанной концентрации и достаточно подвижную осознанную восприимчивость. В тех случаях, когда человек длительное время, возможно месяцы или ещё лучше, годы занимается какой-то для него важной и определённой деятельностью, погружение в неё происходит настолько глубоко, что они становится целью и смыслом его жизни, даже если он не осознаёт этого. Это очень важно при воспитании в себе или в другом человеке, определённых качеств и особенно важно в духовной работе, потому что тогда она становится естественной основой не только мировоззрения человека, но и его повседневного состояния и соответствующей ему деятельности.

 

Опубликовано