Если во внешнем мире нам, по различным причинам, приходится перемещаться, иногда за тысячи километров, да и сама деятельность человека постоянно связана с движениями, которые так же можно назвать перемещениями, то на внутренних путях всё выглядит иначе. У человека должно быть намерение и дальнейшая реализация его. В духовной практике под реализацией намерения понимается соответствующая направленность внимания и удержание его на целях намерения. При этом очень важным является отсечение всех отвлечений, как внешних, так и внутренних.
Особенностью мироздания является то, что в каждой точке пространства, в каждом из нас содержится вся Вселенная. Люди, в своем подавляющем большинстве, привязаны только к незначительной части её, связанной с внешним проявленным миром. Вся остальная бесконечность мироздания, которое мы носим в себе, остается не исследованной.
Всю внутреннюю реальность мироздания, которую мы содержим в себе, можно разделить на три уровня: познанное – это тот мир, в котором мы живём и который воспринимаем только потому, что соответствующие этому миру возможности раскрыты в нас. Затем, познаваемое – эту реальность человек может познать, опираясь на имеющуюся структуру своего ума. И, наконец, непознаваемое, которое может быть познано структурой измененного ментала. Все эти три части реальности Вселенной могут стать познанными, если человек будет следовать определённым принципам познания.
На границах познанного и, познаваемого существует переходная область, которую человек может осознавать, только имея достаточную восприимчивость. Эту восприимчивость можно увеличить при исследовании различных внутренних состояний, постепенно сдвигая внимание на периферию осознанной части этого состояния, каждый раз останавливаясь на той части состояния, которая едва воспринимается. затем, следует удерживать внимание в этой слабо воспринимаемой зоне до тех пор, пока восприятие не станет отчётливым. После чего внимание вновь передвигается в зону слабого восприятия и т. п. Такого рода внутренняя работа очень быстро повышает восприимчивость человека, что позволит ему через некоторое время осознать, что различного рода состояния, которые он исследовал, не имеют прямого отношения к его физическому телу, так как по мере изучения состояний, он начинает осознавать их за пределами своего тела. Такого рода работа делает сознание и ментал настолько восприимчивыми, что человек начинает воспринимать нисходящие потоки более высокого сознания в своё существо и удерживая на нём своё внимание становится проводником более высоких планов реальности. При этом необходимо знать, что фиксация внимания не только приближает объекты, на которых это внимание фиксировано, но и раскрывает не раскрытые возможности, и усиливает их проявление. И, кроме того, такая работа трансформирует сознание человека, его ум и витал. Всё это, в конечном счете, приводит к тому, что непознаваемое становится возможным для познания, что открывает для духовного искателя возможности его дальнейшего пути в направлении духовного совершенства.