Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

К КОМУ БЫ МНЕ ПРИСЛОНИТЬСЯ

Петр Зорин

2014-02-15

 Это сложный вопрос, касающийся внутренней опоры человека, которая в различных людях выражена в различной степени, а у большинства из них её совсем нет. Вернее, она есть, но, можно сказать, сиюминутная. И тогда человек опирается, на что угодно привлекательное для него, в эту минуту, сейчас. Такой внешней опоры обычно хватает не на долго, и какое-то время спустя, ему нужна уже другая опора. Отсутствие внутренней опоры ведёт к тому, что человек не имеет своей собственной личности и поэтому стремится походить на кого-либо, или же «прислониться» к чьей-либо идее или принципу, походить на кого-то, или быть таким как все.

Человека можно сравнить с сосудом, содержимое которого может быть адекватным его внешней форме, но нередки случаи, когда внешняя форма и внутреннее содержание не соответствуют друг другу. Но в современном мире очень много людей-сосудов, которые почти пустые или полупустые внутри, и тогда они ищут тех, к кому они могли бы прислониться, и которые могут заполнить их пустоту. Такой опорой может быть кто-то очень для них значимый. Среди таких пустых или полупустых людей могут быть паразиты, для которых нужна не просто внутренняя опора, но полное подчинение тех, которые служат им опорой. Хорошим примером в животном мире может быть рачок саккулина, паразитирующий на тихоокеанских крабах, которые обеспечивают этого паразита, предоставляя ему «и стол, и дом» Казалось бы, что такого не может быть у людей, но, в действительности, это бывает нередко. Вспомним Иудушку Головлёва Салтыкова Щедрина. Но Иудушка – это образец паразита, в действительности, паразитов в современном мире развелось видимо-невидимо. Необходимо запомнить, что каждый, который стремиться или пытается властвовать над другим человеком, другими народами и другими странами или государствами – паразиты. Они вынуждены это делать, так как пустые внутри. Когда мы однажды говорили об отношениях между людьми, основанных на принципе господина и раба, то господином всегда стремится тот, кто не имеет внутренней полноты, а заполнить эту внутреннюю пустоту, можно только паразитируя на других, возможно, таких же пустых людях. И тогда господином становится тот, кто имеет больше энергии, хитрости и наглости. При этом для них обязательным является отсутствие чувства благодарности, потому что это чувство уравнивает людей, что для господина совершенно невозможно.

Внутренняя пустота – это отсутствие высоких стремлений, когда целью человека становится его бесконечно возрастающее материальное благополучие и комфорт и значимость в материальном мире. При этом могут быть и большие семьи, которые может позволить себе обеспеченный человек. И это может быть даже показателем его успешности в жизни этого материального мира. Но это только внешняя динамическая оболочка человека, средство, которое он использует для сохранения своего внешнего функционирования.

Главное в человеке – это его внутренняя истинная часть, и основным стремлением человека должно быть выполнение его человеческого предназначения, которое может быть реализовано в человеческом спектре от животного, до высоко духовного уровня. От животного до высоко духовного уровня, потому что далеко не все люди ещё достаточно зрелы и, следовательно, не достаточно готовы к выполнению своего наивысшего человеческого предназначения.

В каждом человеке есть все уровни человеческого предназначения, но из них преобладает только какой-то один, а все остальные находятся или в подчинённом положении, или же возможности их ещё не открыты. Это можно представить в виде лестницы, на которой каждый человек стоит на своей ступени. При этом, у каждого человека есть возможность подняться на более высокую ступень и может быть даже не на одну, всё зависит от степени погружения в то направление, которое человек выбирает для себя.

Внутренняя полнота – это состояние уверенности в себе, основанной на определённых принципах, к которым относятся, прежде всего – смысл жизни и разумная воля, включающая в себя цель, планирование и неуклонное выполнение запланированного. При этом, человек должен противостоять внешним соблазнам, которые стремятся отвлечь его от выполнения плана. И, кроме того, он должен противостоять соблазнам внутренним, к которым относятся – нежелание делать усилия, направленные на выполнение плана, и всевозможные отвлекающие внутренние намерения, источником которых является всё то же нежелание прилагать необходимые усилия. Внутренняя полнота – это жесткий внутренний волевой каркас, способный противостоять любым внешним и внутренним влияниям. Такого человека можно сравнить с деревом, корни которого уходят глубоко в землю и никакие ветры и бури не способны вырвать его с корнями и повалить его. Имеется в виду, что при различных проблемах, с которыми встречается человек во внешнем мире, он не растеряется, им не овладеет неуверенность в своих силах или паника, и он не будет пытаться уйти от проблем, но будет решать их.

Здесь возможно возражение, так как в современном мире человеку трудно что-либо планировать самому, потому что для него эти планы составляют другие люди, и человеку остаётся только следовать тому, что ими предназначено для него. Но внешние планы и внутреннее планирование – это далеко не одно и то же. Предположим, человеку предложили провести беседу или прочитать лекцию на определённую тему – это только внешний план, который не имеет никакой внутренней структуры. Всё остальное человек должен спланировать и структурировать сам, и, кроме того, он должен будет выполнить в определённой последовательности то, что он спланировал.

Это можно сравнить с картой, на которой указано место, куда к определённому времени должен прибыть человек, а все остальные операции – планирование и реализацию этого плана он должен выполнять сам.

В современном мире много людей, не имеющих личности. Личность – это прежде всего ответственность и определённость. В чём-то такой человек похож на дерево с глубокими корнями, которое может гнуться под бурями и ураганами, но оно обязательно выстоит. И даже тогда, когда внешняя сила будет преобладать над этим деревом – оно может сломаться, но буря не сможет вырвать его с корнями и унести в том направлении в котором она движется. Людей же, которые не имеют своей внутренней опоры и определённости своей личности, можно сравнить с деревьями, корни которых поверхностны и даже несильный ветер может повалить их и понести в том направлении, в котором он дует. Отсюда, иметь внутреннюю опору, быть личностью – это не только ответственность, но и определённая трудность, так как нужно иметь достаточно внутренней устойчивости, чтобы противостоять всевозможным ветрам влияний. Не иметь внутренней опоры, не иметь собственную личность – это не только «быть таким, как все», Но и не иметь способности быть объективным, не быть индивидуальностью, быть человеком, на которого невозможно опереться.

Пустые люди, не имеющие внутренней опоры, делятся на две группы – тамасичных и раджасичных. Первые стремятся занять в жизни как можно меньше места, как премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина, или же Беликов из «Человека в футляре» Чехова, но среди них могут быть и «Душечки» из одноименной пьесы Антона Павловича. Эрнст Кречмер в своей книге «Об истерии» сравнивает людей такого типа с насекомыми, которые в минуту опасности притворяются мёртвыми, сжимаются в комочек, стремятся стать незаметными. Но такие люди могут претворяться святыми, жертвами, гонимыми, чтобы перед ними преклонялись, жалели их, и чувствовали себя перед ними виноватыми. И что интересно, так это то, что это они могут делать часто несознательно Стать незаметными – это «быть такими, как все», другими словами, эти люди стремятся заполнить свою пустоту общепринятыми идеями, принципами, модами, следуют призывам тех, которые для них авторитетны и перед которыми они преклоняются. В этом случае авторитет, доверие для них более значимы, чем содержание призыва. У доверия или уверенности, присущей пустым людям, есть одна очень важная особенность – их сознание становится узко направленным, и они не осознают и не приемлют никаких альтернатив, этим самым, оказываются в узком коридоре, по которому они движутся, гонимые идеями, в своё время высказанными их авторитетами.

В то же время, пустые люди второй категории – раджасического типа, не имея внутреннего содержания, стремятся к власти, компенсируя этим самым свою пустоту, и используют для этого различные средства. Власть, чувство превосходства, значимость – эти внешние проявления для них очень значимы, так как гордыня и амбиции на ней основанные, не позволяют им довольствоваться меньшим. Они могут паразитировать, как «Иудушка Головлёв» Салтыкова-Щедрина, и к ним относятся слова Фамусова из «Горе от ума» Грибоедова: «…Собрать все книги бы, да сжечь».  А вспомните сказку Салтыкова-Щедрина: «Как один мужик двух генералов прокормил». Мужик в этой сказке имеет мощную внутреннюю опору, хотя и не образованный, а вот генералы… похоже, что они имеют только внешнюю форму, а внутри у них ничего нет. Пустых внутри людей хорошо характеризует фраза, опять из «Горе от ума»: «…а что скажет Мари Алексевна». Для пустых людей опорой является или авторитет, или же значимость какой-то идеи, которой они будут следовать, и на которую будут опираться.

И здесь, можно хотя бы коротко, рассмотреть идею формирования личности, воспитания и самовоспитания её. Понятно, что к структуре личности имеет отношение наследование, но это не является фатальным, с которым ничего уж не поделаешь: «Что вышло, то вышло». Действительно, в основе личности человека может быть генетическая предрасположенность, но на одном и том же генетически унаследованном фундаменте могут быть построены разные здания – и это зависит от строителя.

Для формирования целостного внутреннего каркаса личности важно использовать не мелкий и разнообразный строительный материал, который набрасывается, как попало, в надежде, что из этого что-нибудь получиться. Необходимо чётко знать, какие формы должно иметь сооружаемое здание. Другими словами, воспитатели должны знать, какой личностью они хотят видеть своего воспитанника. И, обратите внимание, здесь речь не идёт о знаниях, широте мировоззрения, какой-то устремлённости во внешнем мире или на внутреннем пути. Здесь идёт речь о том, какой будет личность человека – будет ли она устойчивой или же будет подобной перекати-полю, которая всегда следует в тех направлениях, в которых дует ветер. А ветры мнений идей и соблазнов дуют на современного человека со всех сторон.

При воспитании и самовоспитании важно, чтобы любые действия или любые намерения были сознательны. Здесь подразумевается, что человек должен не только совершить какое-то действие и знать, каким будет его результат, но и как это изменит его отношения с окружающими его людьми, с которыми он как-то взаимодействует. У спортсменов пловцов есть знания, что если они будут чрезмерно стараться, то результат может быть обратным, так как при этом они будут «рвать воду» и она перестанет быть для них опорой. В отношениях так же не нужно «рвать воду».

Человек не должен распылять своё внимание на пути к своей основной цели, даже если эта цель недалёкая. Не отвлекаться ни на внешние соблазны, ни на внутренние побуждения.

Человек должен сам составлять план своих действий для достижения какой-либо цели и придерживаться этого плана, не отвлекаясь без уважительной причины ни на какие соблазны. Например, он собирается сходить в магазин за продуктами. Он должен точно знать, что хочет купить и не отвлекаться на всевозможные другие предметы, соблазняющие его. Любую работу необходимо делать с погружением в неё. Если идёт беседа, то при этом не должно быть каких-то других дел, и так во всём. При это нужно быть внимательным к реакциям, даже скрытым, на вашу, какую угодно, активность. Обычно, люди пытающиеся властвовать не обращают на это внимание, но при этом исчезает единство между людьми и их разделение на рабов и господ, которые в результате остаются такими же пустыми, каким были прежде. На самом деле осознавая реакции окружающих нас людей на наши действия или отношения к ним, мы этим самым воспитываем в себе не только чувство адекватности, но и свою внутреннюю позицию устойчивости всевозможным внешним влияниям. При воспитании подобного рода целостности и устойчивости у детей, не контролируйте их каждый шаг, потому что это разрушит их внутреннюю непрерывность и целостность в период их деятельности. Не радуйте их большим количеством игрушек и разнообразных, интересных для них вещей. Это приведёт к тому, что они будут иметь разорванное внимание и станут жертвами различных внешних влияний. То же самое должен человек иметь в виду и для себя самого. При этом важно, для себя знать цель подобного рода работы.