Внимание обывателя не концентрировано, оно подобно пятну и постоянно колеблется от прошлого к будущему, которое человеком воспринимается как «настоящее». В центре этого пятна есть точка «Здесь и сейчас», которая соединяет внешнюю воспринимающую и осознающую часть с соответствующей частью центрального существа. Человек обычно проскакивает эту точку при осознании внутренних ответных состояний на внешние события. Пятно восприятия человеком связано с размером волн вибраций внимания – чем больше длина волны восприятия, тем менее восприимчив человек к более тонким состояниям. Это можно сравнить с грузным человеком, пытающимся пройти через узкую дверь. Все проявления низшей природы – различные состояния, желания, стремления и эмоции изначально проникают во внешнее сознание человека через точку «здесь и сейчас» и, конечно же, внимание человека, имеющего грубые вибрации, не способно осознать эти проникновения в самом их начале. А спустя какое-то время эти внутренние проявления набирают достаточную силу, что даёт возможность человеку осознать их. Но даже такое запаздывающее осознание происходит далеко не у каждого человека. Многие люди осознают свои состояния только после того, как они реализуют себя в отношениях этого человека с внешней реальностью. Можно сказать, что они осознают их «задним числом». Такого рода осознания ничего в человеке не меняет. Овладеть различного рода состояниями человек может только в точке «Здесь и сейчас», когда эти состояния только начинают проникать во внешнюю часть человеческого существа с целью своей реализации. Другими словами, человек должен научиться воспринимать различные внутренние эмоциональные состояния в дверях точки «Здесь и сейчас». Чтобы это стало для человека возможным, его внимание должно приобрести более тонкую структуру, стать более восприимчивым к слабым влияниям или слабым процессам, недоступным обычному восприятию обывателя. Это становится возможным только тогда, когда человек начинает систематически охотиться за различными состояниями, которые по какому-либо поводу возникают у него. При этом он должен осознавать их не после того, как они уже прошли, а в период их проявления. И, что очень важно, он должен постоянно стремиться осознавать всевозможные витальные реакции как можно раньше, этим самым постепенно приближаясь к началу их возникновения, когда они только начинают появляться в точке «здесь и сейчас». Это приводит к тому, что у человека возрастает не только степень восприимчивости эмоциональных состояний, но и скорость осознания этих состояний.
А теперь, несколько слов о точке «здесь и сейчас». В действительности, нет такой точки, и выражение «здесь и сейчас» означает настоящее мгновение, в котором нет времени. Это не между прошлым и будущим, это над ними. Бытие Психического существа, и центрального существа – вне времени. И человек начинает осознанно воспринимать их влияние, когда его воспринимающее внимание приобретает такую частоту вибраций, которая соответствует состоянию вечности или безвременья. Но мы уже как-то говорили о том, что человек воспринимает реальность по созвучию с ней. И если он хочет осознать в себе те части, которые пребывают вне времени, он должен стать созвучным с ними. И даже тогда, когда он стремится осознать в себе проявления всевозможных низких состояний, он должен стать созвучным с ними. При этом, наблюдая за их проявлениями, человек постепенно настраивается на их частоту вибраций и начинает осознавать эти состояния более свободно и чётко даже в то время, когда они только начинают проникать во внешнюю природу человека. Мы это так же называем точкой «здесь и сейчас», так как подобное восприятие фиксировано, и любое отклонение в ту или иную сторону ведёт к снижению или даже исчезновению осознания этих состояний.
При осознании любых состояний, человек получает возможность контролировать их и управлять ими, но главное – это формирование «Свидетеля». Позиция «Свидетеля», в которой каждый раз оказывается при этом человек, всегда ведёт к остановке ума, по крайней мере во время свидетельствования какого-либо состояния, а спокойное внимание направленное на внутренние состояния в конечном счёте в такой мере повышает уровень вибраций сознания, что внимание человека становится созвучным вибрациям Центрального существа. При этом между сознанием человека и воспринимающей частью Центрального существа устанавливается канал связи. И если человек осознанно свидетельствовал состояние ума, то канал связи соединяет его с Истинным менталом Центрального существа. При наблюдении за различными витальными состояниями и влечениями, устанавливается связь с Истинным виталом. Если же духовный искатель свидетельствует физическую активность и различные проявления физического ума, то этим самым он устанавливает связь с Истинным физическим Центрального существа.
И однажды приходит время, когда внешняя часть сознания полностью освобождается от влияния эго и оказывается управляемой Центральным существом. Особенностью этого этапа внутренней работы является всё более глубокое погружение в состояние внутреннего покоя, осознание невозможности каких-либо реакций, которые хоть в малейшей степени отклоняются от истины. Эти отклонения духовный искатель осознаёт как невозможную для него ложь, а свою жизнь, как ходьбу по тонкому канату над бездной, при которой необходимо постоянное внутреннее равновесие, которое сохраняется в силу того, что его внутреннее внимание постоянно фиксировано на Центральном существе. При этом, состояние глубокого покоя и равновесия, эманирующее из Центрального существа, заполняет его сознание и все внешние инструменты, которые прежде использовались эго, становятся инструментами его истинной части.
Это состояние духовным искателем осознаётся как вторая реализация в его духовном восхождении. И в этом период он ясно осознаёт, что вся его жизнь принадлежит Божественной Матери, которая совершает в нём свою Божественную работу. Он это осознаёт, как добровольную сдачу, в которой он ничего не присваивает и даже не считает её Божественной милостью, так как милость – это отношение Божественного к человеку и в этом отношении человек всё ещё отделён от Божественного. Но при сдаче Божественному исчезает всякое разделение, и для духовного искателя совершенно неважно место, которое он занимает в божественной работе, он не ждёт от Божественного в ответ за предоставление Ему самого себя, никакого вознаграждения, ничего, что хотя бы в малой степени выделяло его из среды других людей. В нём полностью исчезает идея, что он служит Божественному, хотел бы быть его рабом в Его великой работе, потому что он отдал себя полностью, ничего не оставив, что могло бы чего-то хотеть от Бога и этим самым отделять его от Бога.
Однажды Шри Ауробиндо сказал, что на духовном пути нужно жить изнутри. Можно подумать, что духовному искателю предлагается постоянно прислушиваться к «голосу» истинного «Я» и следовать сигналам, которые он подаёт в различных обстоятельствах, в которых оказывается человек. Это хорошо, но на самом деле «жить изнутри» – это жить не внешним разумом, а, опираясь на Центральное существо или Дживатмана – его истинный ментал, витал и истинное физическое.