Ложь – это проявление индивидуального эго во имя собственной индивидуальной выгоды, за счёт кого-то другого. Это является своеобразным паразитизмом, который на человеческом уровне, закамуфлированный всевозможными масками, достигает утончённого высшего мастерства. Нередко, ложь используется, как средство сокрытия индивидуальных паразитических целей или совершённых противоправных или антисоциальных проступков. Но в любом случае, ложь используется для собственного блага за счёт блага какого-то другого человека или других людей. И не только людей, но и всего живого на Земле, в том числе и растительного мира и даже недр Земли.
Когда мы говорим о лжи, то в первую очередь имеем в виду, направленную активность разрушительных сил на сознание тех людей, которые являются проводниками лжи, и, конечно же, и тех, которые введены ложью в заблуждение.
А можно ли назвать ложью слова человека, который, говорит неправду во имя блага своей семьи или своего народа, или же этот человек стремится сохранить свою собственную жизнь? Можно, если ради блага семьи или собственной жизни, он предаёт свой народ или же ради блага своего народа он предаёт высочайшую Божественную идею. Но, если он ради блага своего народа жертвует своей жизнью или жизнью своей семьи, то это не является ложью, а высоким подвигом.
Миром правят две силы – Божественные и сатанинские. Вспомните слова Сатаны, искушавшего Христа: «Мне дана власть над этим миром…». В конечном счёте, ложь всегда направлена на приобретение или увеличение значимости и, в конечном счёте, власти. Но может быть, человек что-то перепутал, не расслышал, не так понял и, в результате, сказал неправду. Нам необходимо запомнить, что человек ошибается или что-то не так понимает, всегда направлено. Это можно сравнить с наклоном зеркала, от которого отражается луч света. И если он отклонился в ложном направлении, то это говорит только о том, что наша внутренняя суть, которая является зеркалом, отражающем реальность мира, имеет соответствующую склонность. И эта склонность будет проявляться не только в том, что мы, будучи не внимательными к самим себе, можем ошибиться и сказать неправду, но и во многих других делах. Ложь – проявляет себя не только в том, что мы говорим, но и в искренности, и глубине наших отношений друг к другу, и в наших склонностях властвовать и преобладать над другими людьми. Отсюда, у людей, склонных ко лжи, возможны проявления ревности и зависти. И хорошо, если они при этом стремятся превзойти того, к кому ревнуют или кому завидуют. Но часто всё бывает иначе, – они пытаются возвыситься, оболгав, унизив или даже убрав своего конкурента. Совсем не обязательно сживая его со света, для этого существует множество способов, и современный мир, превращённый в конкурирующую ярмарку, имеет этому тьму примеров. Именно поэтому был развален Советский Союз, и возникали прежде и возникают в настоящее время, всевозможные революции, потому что выгоднее иметь вассала или раба вместо конкурента.
Человек, осознавший в себе склонность к случайной или намеренной лжи, не должен успокаиваться до тех пор, пока не избавиться от неё, потому что инструментом лжи является ум, а источником его – эго. Дело в том, что, не избавившись от этой склонности, человек никогда не сможет открыть своё сердце, и никогда не сможет подняться над состоянием разделённости, и не испытает высочайшего чувства единства с близкими для него людьми.
Истинное единство – это не партнёрство и даже не единомыслие, потому что единомышленниками могут быть и лжецы, и преступники. Истинное единство возможно только при открытом сердце, и не только навстречу друг другу близких людей, но и всему миру.
Позиция ума всегда предполагает два полюса – господина и раба, или преобладания одного над другим. Причём оба будут стремиться выглядеть выгодно друг перед другом (ужасное слово – выгода. Его смысл и реализация идеи выгоды – разрушительны для человеческого сознания, так как перекрывают пути его совершенствования) – один стремится стать совершенным господином, другой – совершенным рабом.
Ни раб и ни господин не могут быть свободными друг от друга, так как человек, будучи внутренне рабом, нуждается в господине, повелителе, который за него решал бы проблемы, в первую очередь организационные. И не потому, что сам не способен это делать – способен, но что-то в нём нуждается в пинке сзади, указывающем направление, в котором он должен проявлять активность. Но и направляющий пинок не так уж обязателен, важно, чтобы этим пинком сдвинуть раба с мёртвой точки, чтобы он начал действовать. И господин так же нуждается в рабе, без которого он не может быть господином, повелителем, манипулятором.
Всё, о чём мы здесь говорили, свидетельствует только об одном – там, где существует ложь – не может быть свободы, точнее, истинной свободы, так как все остальные свободы относительны, потому что все они являются свободами от чего-либо. Истинная свобода одна, потому что она – это состояние.
Таким образом, ложь всегда связана с несвободой, зависимостью, которая всегда содержит в себе стремление к относительной свободе, где она попадает в очередную атмосферу лжи. И человек никогда не выйдет из этого порочного круга, если не поймёт, что такое ложь и для чего она существует, и не узнает, что такое истинная свобода и пути к ней.
Итак, что такое ложь и для чего она нужна? Во-первых, ложь – это иллюзия, которая желаемое выдаёт за действительное, и в то же время – это поток намерения определённым образом влияющий на реальность и в значительной степени формирующий её. Во-вторых, при помощи лжи проявляются те возможности, которые при её отсутствии не могли бы проявиться. Ложь преследует три основных цели. Первая – нападение, при помощи которого можно исказить и ослабить конкурента, соперника, противника, врага. Вторая – защита, когда при помощи лжи скрывается своё истинное лицо, свои намерения, своя история или история своего народа. И третье – сооружение пьедестала значимости или своей собственной личности, или какого-то дела или идеи. Часто, названные цели сливаются в один поток, в котором трудно найти границы между этими тремя направлениями.
Ложь может быть умышленная, о ней мы только что сказали, но бывает и неумышленной, и тогда мы называем её правдой. Действительно, правда – это точка зрения о каком-то событии человека, имеющего свою индивидуальную позицию, которая в своей основе имеет не только индивидуальный опыт, но и свои индивидуальные цели. Можно сказать, что каждый человек под своим индивидуальным углом зрения отражает реальность этого мира. Тогда правда каждого человека в какой-то степени отличается от истины, или, другими словами, в каждой человеческой правде есть доля индивидуальной лжи.
Несколько слов об инструментах лжи. В зависимости от необходимости она имеет несколько вариантов своего построения. Например, для неё могут использоваться желаемые человеком обстоятельства, которые для него трудно достижимые или вообще недостижимые. Например, больному сообщают, что если он заплатит определённую сумму денег (близкую к астрономической), то его спасут от смертельной болезни. Возможно ещё множество других безвыходных для человека обстоятельств, в которых он должен чем-то поступиться, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Ложь может использовать только часть правды, выдавая её за всю правду, может основное выдать за второстепенное, а второстепенное – за главное, что-то преувеличить, а что-то приуменьшить, этим самым придать реальности уродливый вид.
Для лжи очень важно поменять местами разрушительное и созидательное, прекрасное и безобразное, высокое и низкое, перепутать фазы развития, посеять хаос, разделить целое на фрагменты, чёрное показать белым, а белое чёрным. Это делается для того, чтобы люди перестали воспринимать истинные направления в жизни, истинный её смысл и предназначение.
Можно сказать, что ложь становится впереди истины, чтобы скрыть её, подменив собой. Она при этом надевает на себя маску правды, но, не истины, которую она скрывает, а той, которая может ввести в заблуждение противника, конкурента, соперника или врага. Отсюда в природе существует мимикрия в самых различных её проявлениях. На человеческом уровне она достигла своего апогея и даже стала основным средством общения между людьми, и даже построения этого мира. но ложь – это не только извращение истины, но и умолчание о фактах реальности и подмена их на факты лживые. Вспомните, как в «сказке о царе Салтане» Пушкина говориться: «И в суму его пустую, суют грамоту другую…». В ней совершенно прозрачный намёк на то, что прежде чем внедрить в человеческие головы ложь, необходимо их сделать пустыми. При этом очень важно, чтобы люди были доверчивыми и некритичными к тому, что им «суют в пустую суму».
Особенностью лжи является то, что с ней нельзя бороться, так как попытка разоблачения её ведёт к значительному ухудшению ситуации. Защищаясь, ложь становится более утончённой, а маски её, имитирующие правду, более совершенными. И, кроме того, борющийся с ложью, сам будет обвинён в каких угодно грехах, так что выйти из подобного взаимодействия без стигматов человеку не удастся.
Что делать?
В диалоге с источниками лжи использовать только факты, определяющие действительное положение дел. Никогда не переходить на личностные отношения. Не отвечать на агрессию агрессией. Факты – это то, что свидетельствует о корнях и целях лжи, которая в первую очередь пытается заслонить собой Истину. Стремясь утвердить себя, ложь в диалоге пытается использовать все дозволенные и недозволенные ресурсы, чтобы подавить своего оппонента, но когда говориться только о фактах, то ложь теряет свою силу.
Но, в современном мире, в котором ложь проявляет себя во всех сферах жизни и особенно обильным потоком льётся в СМИ, диалога между источником лжи и реципиентом не происходит, поэтому зритель или слушатель должен подходить к современной реальности мира не только с позиции – «кому это выгодно», но и какова цель, какой-либо конкретной лжи? Что из нас, зрителей и слушателей, эти носители лжи хотят сделать? При этом нужно помнить, что любые внешние влияния, особенно те, источники которых и цели не осознанны, трансформируют сознание человека. И не только сознание, но всё человеческое существо.
А теперь необходимо ответить на вопрос: для чего существует ложь? Всё, что существует – необходимо, ничего не бывает случайного, а всевозможные ошибки, случайности и оговорки – это то, что проскочило или прошло мимо внутренней цензуры. Намеренная же ложь – всегда направлена на манипуляцию сознанием другого человека. Правда, то, что проскакивает мимо цензуры – это так же проявление скрытого намерения, которое не обязательно имеет своей целью только манипуляцией сознанием другого человека, но и повышением значимости своей собственной личности. Хорошим примером этому может быть Хлестаков из «Ревизора» Гоголя. Когда Сатана, искушая Христа, сказал ему, что ему дана власть над этим миром, то ясно, что эту власть он удерживает и использует при помощи лжи.
Когда Шри Ауробиндо сказал: «Исследуйте себя беспощадно», то он имел в виду не только знание, которое получает человек при исследовании самого себя, но и одновременно формирование связей между внешней частью человеческого существа и центральным существом – его истинным менталом, виталом и физическим. В конечном счёте, внешняя воспринимающая и осознающая система человека, находящаяся под постоянным влиянием низшей природы, уступает своё место центральному существу. Началом этого процесса является стремление духовного искателя наблюдать и осознавать состояние и активность ума. При этом формируется «Свидетель» в истинном ментальном центрального существа. То же самое происходит и при свидетельствовании всевозможных эмоциональных состояний и реакций, когда формируется «Свидетель» в истинном витальном и при свидетельствовании физического ума и тела, как в его статике, так и в динамике, когда формируется «Свидетель» в истинном физическом центрального существа. При этом человеческое эго практически перестаёт существовать. Таким образом, ложь внешнего мира для духовного искателя является средством, помогающим ему перейти на восприятие реальности с позиций ума на позиции сердца. Этот процесс начинается тогда, когда человек осознаёт ложь других людей и в конце концов приходит к знанию, что все виды взаимоотношений людей во внешнем мире основаны на осознанной или не осознанной, малой или большой лжи. И это время полного перехода на позиции сердца, когда для духовного искателя уже не опасны соблазны значимостей этого материального мира.