Воля – это направленное усилие, имеющее определённую цель. Существует два уровня воли – глубинная и поверхностная. Глубинную волю можно назвать стратегической, которая, часто, определяет и формирует всю человеческую жизнь. Поверхностная же чаще всего проявляет себя под влиянием всевозможных желаний и как ответная реакция на различные внешние обстоятельства. Воля всегда имеет направленность, другими словами, воля знает, чего она хочет. Правда, эти знания иногда смутны, а направленность, часто, неразумна, но об этом будет сказано, когда речь пойдёт о формировании воли.
Поверхностная воля имеет несколько аспектов: она может быть реализована на уровне физического ума и тогда проявляется, как стремление к выживанию, благополучию, человек при этом стремится обезопасить себя от всевозможных случайностей этой жизни, проявляет особую заботу о своём здоровье и т. п. На витальном уровне она проявляет себя через всевозможные желания, жажды удовольствий, стремлении быть значимой. На ментальном уровне – стремление получать необходимую для своего благополучия информацию, и склонность манипулировать людьми с целью подчинения их своей воле. Целью манипуляторов всегда была власть и выгода, а опорой в жизни и её целью – своя собственная значимость. При этом манипулятор не брезгует никакими средствами и может принести в жертву своей значимости даже самых близких ему людей. Причём, величие значимости может питаться как восхищением и преклонением людей перед ними, так и страхом перед ними. Величие значимости не гнушается даже пищей, которая может быть предельным презрением, унижением и даже непреодолимой брезгливостью. Главное, чтобы и в этом быть особо значимым. Когда мы слышим такие мудрые слова как: на миру и смерть красна, то и в этом случае всё компенсирует значимость. И есть воля духовная, когда человек всего себя все свои желания и стремления приносит в жертву устремлённости к Божественной истине. Источником этой воли является человеческое истинное «Я», которое постепенно подчиняет себе все поверхностные проявления воли.
Воля изначально присутствует в каждом человеке. В детстве она может проявляться в капризных «хочу» или «не хочу», или как упрямство, но со временем она перестаёт быть сиюминутной и приобретает более осмысленные цели. Чаще всего направленность воли формируется под влиянием улицы, телефильмов или всевозможных компьютерных игр. К сожалению, родители редко занимаются воспитанием воли у своих детей и этому есть свои причины. Во-первых, они могут не знать, что такое воля и как воспитывать её. Во-вторых, они настолько заняты выживанием, что на всё остальное у них не остаётся времени. Но, в-третьих, может быть и такое, когда дети являются помехой для личной жизни своих родителей, и они предоставляют обстоятельствам воспитывать их детей.
Необходимо помнить, что воля – это опора человеческой жизни, и, как мы уже говорили, у воли всегда есть цель. Если человек, независимо от возраста достаточно долго находится в поле волевого человека, что позволяло ему не беспокоиться о решении каких-либо проблем, то его стратегическая воля при этом, чаще всего не развивалась. Зачем делать какие-то усилия, если за него наилучшим образом, всё решит другой человек. То же самое происходит, когда человек находится под постоянным неусыпным контролем и диктатом другого человека. В этом случае, его воля за ненадобностью не развивается и он остаётся инфантильным, возможно, на долгие годы, а то и на всю жизнь. Воля человека слабеет и не развивается и в тех случаях, когда обстоятельства складываются так, что все усилия человека не приводят к желаемому результату. В конечном счёте механизм воли ломается за ненадобностью и человек отдаёт себя «на волю волн» или сдаётся. То же самое может произойти, когда неуспешный человек оказывается среди успешных людей и все его усилия не приводят к выравниванию социальных условий или материального положения.
Люди, у которых не сформировалась стратегическая воля, так как они были в тени какого-либо волевого по их восприятию, авторитета, чувствуют себя беззащитными, если лишаются этой тени, и спешат найти себе хозяина, покровителя, оказаться в русле какой-либо социально авторитетной идеи.